Тестовый контроль при изучении "теории и методики физического воспитания и развития ребенка"

назад в раздел "Педагогика"

На факультетах дошкольного образования педагогических колледжей, готовящих специалистов для дошкольных образовательных учреждений, студенты изучают «Теорию и методику физического воспитания и развития ребенка» и «Методику физического воспитания и развития детей». Ныне все активнее и чаще педагоги используют тестовые задания, позволяющие регулярно и объективно оценивать знания студентов, что облегчает управление ходом учебного процесса, а также дает возможность совершенствовать методы стимулирования самостоятельной работы студентов.

Нами разработаны контрольные срезовые задания, которые могут быть использованы для проверки и оценки знаний, полученных студентами в процессе изучения указанных дисциплин. К контрольным заданиям даются ответы, на которые должен опираться преподаватель. Всего разработано 50 заданий, соответствующих содержанию учебного предмета «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» для специальности 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования».

На основе трех вариантов предлагаемых нами заданий преподаватели могут составить свои контрольные тесты.

В каждом варианте представлены:

• задания в виде закрытых вопросов с предлагаемыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать правильный; задания, в которых термин необходимо соотнести с его определением;

• задания в виде обоснований утверждения или завершения рассуждения о том или ином факте или явлении физического воспитания дошкольников.

Время выполнения контрольного срезового задания - 1 академический час.

Вариант

Тема «Значение моторики для развития ребенка»

1. Подберите нужный ответ и закончите предложение. Значение моторики заключается: а) в желании выполнять движения; б) в появлении новых движений; в) в обеспечении полноценного психофизического развития ребенка.

2. Расположите следующие движения в порядке сроков их появления на 1-м году жизни: ходьба, ползание, удерживание головы, сидение, стояние с поддержкой за подмышки, бросание предметов, плавание, переворачивание со спины на живот, перелезание, прямостояние.

3. В чем проявляются особенности развития произвольных движений детей раннего и дошкольного возраста?

4. Разделите указанные ниже средовые факторы развития движений ребенка на оптимальные и неоптимальные: преобладание городской среды, преобладание сигналов первой сигнальной системы; преобладание природной среды; оптимальный сенсорный поток; преобладание сигналов второй сигнальной системы; избыток символьной информации и дезинформации; деятельность только в освещенных помещениях; оптимум движений; деятельность на свету и в темноте; гипокинезия; преобладание движений по плоскости; дискинезия; трехмерное пространство движений; опорная поверхность статичная; рельеф опорной поверхности сглажен; опорная поверхность упругая; шумы массовой культуры; наличие микро-, мезо- и макрорельефа; «электронный смог»; редкая смена положения тела и отсутствие перевернутой позы; богатые природные сенсорные потоки; частая смена вертикального прямого, горизонтального и перевернутого положения тела.

5. Закончите определение. Оптимальный двигательный стереотип - это: а) перечень имеющихся у ребенка движений; б) перечень движений, которым ребенка нужно обучать; в) наиболее экономичный, присущий индивиду комплекс движений, характеризуемый внешней и внутренней гармонией движений тела. Проявляется во внешней - предметно-двигательной - среде и во внутренней - морфофункциональной.

Расположите уровни оптимального двигательного стереотипа (ОДС) в той последовательности, в которой они складываются у ребенка:

• уровень формирования ОДС, связанный с основными манипуляциями и локомоциями: плаванием, ползанием, лазаньем, ходьбой, бегом, бытовыми и спортивными движениями;

• уровень формирования ОДС, связанный с высокосоциализированными движениями, с тонкой моторикой кисти и артикуляцией;

• уровень формирования ОДС, связанный с оптимальной статикой, осанкой и постановкой стопы;

• уровень формирования ОДС, связанный с психоэмоциональными и музыкально-ритмическими движениями.

Ответы

1. Значение моторики заключается в обеспечении полноценного психофизического развития ребенка.

2. Движения в порядке сроков их появления: плавание, удерживание головы, стояние с поддержкой за подмышки, переворачивание со спины на грудь, ползание, сидение, перелезание, бросание предметов, прямостояние, ходьба.

3. Произвольные движения определяются как осознанные двигательные акты, регулируемые на основе потребности в достижении цели как образа предполагаемого результата. Особенности их развития у детей раннего и дошкольного возраста проявляются в следующем: первые полгода

жизни развитие движений ребенка обусловлено выраженностью и проявлением безусловных рефлексов, на базе которых в дальнейшем формируются условно-рефлекторные связи. На основе этих связей появляются двигательные умения и навыки произвольных движений.

Становление произвольных движений у ребенка является довольно продолжительным процессом. Они формируются при специально организованном обучении.

Способность выполнять то или иное произвольное движение обусловлена степенью психофизиологического созревания ребенка: чем он младше, тем меньше у него возможностей для формирования произвольных движений.

Произвольные движения формируются на основе непроизвольных, не осознаваемых ребенком движений в результате накопления двигательного опыта.

В управлении произвольными движениями большую роль играют словесные инструкции и самоинструкции, даваемые при помощи внешней и внутренней речи, являющиеся словесной регуляцией произвольных двигательных актов.

Условия для формирования произвольных движений следует создавать, начиная с 1-го года жизни ребенка.

4. Оптимальная развивающая среда: преобладание природной среды; преобладание сигналов первой сигнальной системы; оптимальный сенсорный поток; деятельность на свету и в темноте; оптимум движений; трехмерное пространство движений; опорная поверхность упругая; наличие микро-, мезо- и макрорельефа; богатые природные сенсорные потоки; частая смена вертикального прямого, горизонтального и перевернутого положения тела.

Неоптимальная развивающая среда: преобладание городской среды; преобладание сигналов второй сигнальной системы; избыток символьной информации и дезинформации; деятельность только в освещенных помещениях; гипокинезия и дискинезия; преобладание движений по плоскости; опорная поверхность статичная; рельеф опорной поверхности сглажен; шумы массовой культуры и «электронный смог»; редкая смена положения тела и отсутствие перевернутой позы.

5. Оптимальный двигательный стереотип - это наиболее экономичный, присущий индивиду комплекс движений, характеризуемый внешней и внутренней гармонией движений тела. Проявляется во внешней -предметно-двигательной - среде и во внутренней - морфофункциональной.

Уровни формирования ОДС располагаются в следующем порядке: 1) уровень формирования ОДС, связанный с оптимальной статикой, осанкой и постановкой стопы; 2) уровень формирования ОДС, связанный с основными манипуляциями и локомоциями: плаванием, ползанием, лазаньем, ходьбой, бегом, бытовыми и спортивными движениями; 3) уровень формирования ОДС, связанный с психоэмоциональными и музыкально-ритмическими движениями; 4) уровень формирования ОДС, связанный с высокосоциализированными движениями, с тонкой моторикой кисти и артикуляцией.

Вариант 2

Темы -«Значение моторики для развития ребенка», «Двигательные навыки и закономерности их формирования», «Специфика процесса обучения ребенка двигательным действиям»

1. Выберите из перечисленного основные сенсомоторные координации и раскройте роль каждой из них в развитии ребенка: зрительно-моторная, зрительно-слуховая, слухомоторная, ритмозрительная, слухоречеритмическая (ритмическая), цветомоторная.

2. Отберите верные определения. Двигательные навыки - это: а) возможность выполнять упражнения; б) физические упражнения; в) определенные функциональные образования; г) своеобразные формы управления движениями.

Выберите то, что относится к закономерностям формирования двигательных навыков, кратко опишите их: а) роль сознания и эмоций в формировании двигательных навыков; б) формирование навыка по стадиям; в) опора на знания; г) волнообразность; д) разрушение двигательного навыка при отсутствии подкрепления; е) перенос двигательных навыков.

3. Продолжите предложение. Специфика процесса обучения в сфере физического воспитания дошкольников выражена в следующих особенностях: а) в предмете изучения, которым является...; б) в формировании систем...; в) в развитии...; г) содержанием обучения являются...

Объясните: почему процесс обучения движениям строится по этапам?

4. Распределите в соответствии с классификацией методы обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста по группам: показ, соревновательный метод, рассказ, слуховые ориентиры, зрительные ориентиры, методы строго регламентированного упражнения, демонстрация наглядных пособий, описание, объяснение, команды и распоряжения, методы направленного прочувствования двигательного действия, помощь, выполнение в замедленном темпе, фиксация положения тела и его частей, указания, замечания, беседа, пояснения, считалки, вопросы к детям, метод разучивания упражнения в целом, метод разучивания упражнения по частям, методы частично регламентированного упражнения, контрольный метод, игровой метод.

5. Выберите правильное определение. Психофизические качества - это: а) особенности техники движений; б) особенности психики человека; в) врожденные морфофункциональные качества, отражающиеся в качественных характеристиках двигательных действий.

Выберите из перечисленных те качества, которые считаются психофизическими: целеустремленность, сила, равновесие, быстрота, гибкость, глазомер, точность, выносливость, смелость, ловкость, дисциплинированность, инициативность. Дайте определение каждого из них.

Ответы

1. К основным сенсомоторным координациям относятся: зрительно-моторная, слухомоторная, слухоречеритмическая (ритмическая).

Зрительно-моторная координация закладывает основу последующего формирования письма и чтения, включает в себя подсистемы: 1) глаз-глаз (аккомодация, конвергенция) - фокусировка на оба глаза, ясное видение; 2) глаза-голова - обеспечивает возможность движений глаз относительно головы; 3) глаза- голова-шея-туловище - полная координация, обеспечивающая механизмы поддержания статики - осанки всего тела; 4) глаза-голова-шея-туловище-руки - обеспечивает готовность ребенка к тонким движениям, письму, рисованию. Эта координация вырабатывается при плавании, ползании, лазанье, ходьбе и беге с параллельным ощупыванием и изучением различных предметов на запах, вкус, консистенцию.

Слухомоторная координация лежит в основе чтения и устной речи. Включает следующие подсистемы: 1) источник звука вызывает у ребенка координацию поворота головы и глаз; 2) источник звука вызывает у ребенка «прислушивание» путем «включения» мышц среднего уха и ушной раковины; 3) источник звука вызывает установочные движения всего тела - принятие определенной позы; 4) источник звука вызывает формирование поведенческого движения всего тела - поиск источника звука (поиск добычи, избегание опасности в древности). Развивается с помощью локомоций и поведенческих двигательных актов в ответ на звук.

Слухоречеритмическая (ритмическая) координация обеспечивает согласование внешнего ритма движений и биоритмов организма. В основе координации лежит эмоциональная система мозга (лимбическая и ретикулярная). Позволяет ребенку освоить ритм стиха, танца, музыки, письма, чтения. Развивается в музыкально-ритмических, выразительных движениях, в ритмопластике, при освоении ритмических характеристик различных, в том числе основных, движений.

2. Двигательные навыки - это определенные функциональные образования, своеобразные формы управления движениями.

К закономерностям формирования двигательных навыков относятся: формирование навыка по стадиям (1-я стадия - формирование первоначального двигательного умения; 2-я стадия - упрочение навыка; 3-я стадия - стабилизация навыка); волнообразностъ как неравномерность формирования двигательного навыка имеет следующие разновидности: формирование навыка с «отрицательным ускорением», формирование навыка с «положительным

ускорением», замедление в развитии навыка, задержка в развитии навыка - «плато»; перенос двигательных навыков: положительный перенос, отрицательный перенос, или интерференция; разрушение двигательного навыка при отсутствии подкрепления.

3. Специфика процесса обучения в сфере физического воспитания дошкольников выражена в следующих особенностях:

• в предмете изучения, которым является социальный опыт, накопленный в сфере физического воспитания. Компоненты опыта: знания, способы деятельности -двигательные умения и навыки; опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, к людям;

• в формировании систем двигательных умений и навыков;

• в развитии психофизических качеств и личности ребенка в целом.

Содержанием обучения являются разнообразные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, подобранные в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Поэтапное выстраивание процесса обучения движениям связано с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Этапы обучения отражают формирование двигательного навыка по стадиям. Каждый этап имеет свою цель, задачи, методы: 1-й этап - начальное разучивание двигательного действия; 2-й - углубленное разучивание; 3-й этап - закрепление и совершенствование двигательного действия.

4. В соответствии с наиболее распространенной в физическом воспитании классификацией, построенной на способах получения знаний и умений, выделяется группа наглядных методов, группа словесных методов и группа практических методов.

К группе наглядных методов относят: показ, слуховые ориентиры, зрительные ориентиры, демонстрация наглядных пособий, методы направленного прочувствования двигательного действия (помощь, выполнение в замедленном темпе, фиксация положения тела и его частей).

Группа словесных методов: описание, объяснение, команды и распоряжения, указания, замечания, беседа, пояснения, считалки, вопросы к детям, рассказ.

Группа практических методов обучения: методы строго регламентированного упражнения (метод разучивания упражнения в целом, метод разучивания упражнения по частям); методы частично регламентированного упражнения (игровой метод, соревновательный метод, контрольный метод).

5. Психофизические качества - это врожденные морфофункциональные качества, отражающиеся в качественных характеристиках двигательных действий. К психофизическим качествам относятся сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость.

Сила - способность в процессе двигательных действий преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Быстрота - комплекс функциональных свойств человека, определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции.

Гибкость - морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата.

Выносливость - способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности.

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Вариант 3

Темы «Гимнастика как средство и метод физической культуры дошкольников», «Подвижная игра -основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка»

1. Выберите правильный ответ на вопрос; что характеризует гимнастику как средство и метод физической культуры детей дошкольного возраста?

а) Многообразие снарядов и инвентаря; б) система специально подобранных упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм занимающихся;

в) использование специфических методов;

г) использование метода строго регламентированного упражнения, строгая регламентация организации деятельности занимающихся на занятиях, регламентация

физической нагрузки и особенностей выполнения упражнений.

2. Дайте характеристику видов гимнастики, используемых в дошкольных образовательных учреждениях.

3. Раскройте содержание базовой (основной) гимнастики ребенка-дошкольника.

4. Что характеризует подвижную игру как основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка?

5. Раскройте методику проведения подвижных игр с дошкольниками.

В чем выражается развитие самостоятельности и творчества в подвижных играх?

Ответы

1. Гимнастику как средство характеризует система специально подобранных упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм занимающихся. Гимнастику как метод характеризует использование метода строго регламентированного упражнения, строгая регламентация организации деятельности занимающихся на занятиях, регламентация физической нагрузки и особенностей выполнения упражнений. Все это создает оптимальные условия для овладения новыми упражнениями, активизирует волю занимающихся, их мыслительную и двигательную деятельность; создает положительный эмоциональный фон и настрой на занятия.

2. Образовательно-развивающие виды включают в себя основную гимнастику (базовую), женскую гимнастику, атлетическую и профессионально направленную.

Оздоровительные виды гимнастики включают в себя гигиеническую гимнастику, вводную (гимнастика до занятий, гимнастика до работы); физкультурную минутку или физкультурную паузу; лечебную гимнастику; ритмическую гимнастику; нетрадиционные виды оздоровительной гимнастики: стретчинг (гимнастика поз), калланетика (гимнастика статических упражнений), шейпинг-система (соединение физических упражнений, питания, компьютерного тестирования), восточные оздоровительные системы гимнастики.

Спортивные виды гимнастики включают в себя гимнастику спортивную (многоборный вид), художественную (женский вид), спортивную акробатику, спортивную аэробику.

3. В ДОУ используется базовая гимнастика как система физических упражнений, формирующая у детей основные, жизненно важные двигательные умения и навыки. Базовая гимнастика включает в себя разновидности ходьбы и бега, прыжков, метания, лазанья, ползания, катания и бросания мяча, строевые и общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие равновесия, на расслабление, на развитие физических качеств ребенка. Используются оздоровительные виды гимнастики, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику, ритмическую гимнастику и лечебную. Утренняя гигиеническая гимнастика - часть режима дня ребенка. Проводится в виде специально составленных комплексов, имеющих определенную последовательность общеразвивающих упражнений, включаются разновидности ходьбы и бега. Ритмическая гимнастика входит в виде специально составленных комплексов в занятия физической культурой, выполняется под специально подобранное музыкальное сопровождение. Лечебная гимнастика используется как система корригирующих и функциональных упражнений, воздействующих на опорно-двигательный аппарат ребенка и на органы и системы с целью улучшения их функционирования.

4. Подвижная игра не является врожденным явлением, но предпосылки к развитию осмысленной деятельности, в том числе и игровой, имеются у ребенка с рождения. Активные игровые действия возникают у ребенка к 5-6 месяцам (Л.В. Былеева, В.Г. Яковлев и др.). Подвижная игра -это сознательная, активная двигательная деятельность детей, направленная на достижение цели, определенной правилами игры. Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, Е.Н. Водовозова, Т.И. Осокина, А.В. Кенеман и др. П.Ф. Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Значение подвижных игр для разностороннего воспитания ребенка велико: они являются одновременно и средством, и методом воспитания ребенка.

Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий. В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств. Проблемно формулируемые двигательные задания способствуют активизации мыслительной деятельности детей, а художественное слово, музыка, оформление мест игры, подбор инвентаря - их эстетическому воспитанию. Подвижные игры характеризуются и оздоровительной направленностью, связанной с особенностями двигательного содержания. Все это характеризует подвижную игру как средство физического воспитания. Как метод физического воспитания подвижная игра характеризуется многообразием используемых методов, отбираемых в соответствии с двигательным содержанием игры и ее правилами. Совместно с методами обучения, совершенствования движений, развития физических качеств, регламентации физической нагрузки в игре могут использоваться методы воспитания.

Подвижные игры классифицируются по следующим признакам:

• по возрасти (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста или в соответствии с возрастной группой детского сада);

• по содержанию (от самых простых, элементарных до сложных с правилами и полуспортивных игр);

• по преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползанием, катанием, бросанием и ловлей, метанием);

• по физическим качествам (игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости);

• по видам спорта (игры, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности);

• по признаку взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения);

по сюжету (сюжетные и бессюжетные); по организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно-оздоровительной работы);

• по подвижности (малой, средней и большой подвижности - интенсивности);

• по сезону (летние и зимние);

• по месту занятий (для спортивного зала, спортивной площадки; для местности, помещений);

• по способу организации играющих: командные и некомандные (с разделением на команды, игры-эстафеты; условия игр предполагают двигательные задания, одинаковые для команды, итоги игры подводятся по общему участию всех членов команды; игры без разделения на команды -каждый играющий действует самостоятельно в соответствии с правилами игр).

5. Методика проведения игры включает в себя подготовку к ее проведению, т.е. выбор игры и места для нее, разметку площадки, подготовку инвентаря, предварительный анализ игры. Следующий этап -организация играющих, включающая их расположение и местоположение руководителя игры, объяснение игры, выделение водящих, распределение на команды и выбор капитанов, выбор помощников. Руководство процессом игры включает в себя наблюдение за ходом игры и поведением играющих, судейство, дозировку нагрузки, окончание игры. Подведение итогов как методический этап: объявление результатов, релаксация, подведение итогов игры и ее оценка.

Развитие самостоятельности и творчества в подвижных играх предопределяется их творческим характером. Начальный этап формирования творчества начинается с подражания. Двигательному творчеству ребенка помогает воображение, приподнятое эмоциональное состояние, проявление двигательной самостоятельности, придумывание сначала совместно с педагогом, а затем и самостоятельно новых вариантов игр. Наивысший уровень самостоятельности и творчества проявляется в умении ребенка самостоятельно организовывать и проводить знакомые ему подвижные игры. Ребенок, не наигравшийся в детстве, вырастет менее самостоятельным и инициативным, будет проявлять меньшую социальную активность.

Инструкция по проведению контрольных заданий

Контроль за успеваемостью студентов следует осуществлять в течение тех семестров, когда изучается данный учебный предмет.

Для проведения среза знаний студентов необходимо познакомить с видами заданий, системой их оценивания. Для выполнения контрольного задания каждому студенту выдается один из вариантов, выполненный в виде печатного текста. В каждом варианте пять вопросов-заданий, на которые следует дать правильный ответ, выбрав его из числа предлагаемых; либо нужно продолжить рассуждение, обосновать, подтвердить высказывание. Студент должен внимательно прочитать задание и ответить проверяющему, что задание ему понятно. После чего студенту дается 1 академический час для выполнения задания. Контрольный срез оформляется прямо на листе задания и сдается проверяющему. Составленные задания не допускают использования справочной, учебной литературы и других материалов.

назад в раздел "Педагогика"