Хождение Трифона Коробейникова в Царьград
от Москвы и до Иерусалима
Пошел с Москвы Трифон Коробийников генваря 19 день, в пятницу, и пришел в Смоленск генваря 25 день, и четверг, а из Смоленска пошел в Литовскую землю февраля в 3 день. А до рубежа Литовскаго и до Рускаго от Смоленска до реки Иваты 70 верст, а от реки Иваты до Орши 50 верст.
О граде Орши
Городок Орша каменной, стоит на реке Непре с Литовскую сторону, а верхь на стене на башне древяной, а и городе церков Воскресение Христово, да в посаде с Литовские стороны 3 церкви: церков во имя Всемилостиваго Спаса, церков Пречистые Богородицы, церков Николы Чудотворца, словет Проща; а Смоленские стороны на посаде у реки у Непра на берегу церков пророка Илии, да за посадом церков святые мученицы Пятницы.
О походе к Борисову городку из Орши
От Орши поехали февраля в 8 день и едучи от Орши 5 верст есть село Варач, а в нем церков во имя Всемилостиваго Спаса, а под селом река Одрев, с реку с Язу; а от Барача до села Лесунова 20 верст, а от Лесунова до села Озерцова 23 версты, а от Озерца до села Точилова, до места, но руски до пасаду, до Гостинеч 10 верст. До Бобра 20 верст, а в нем торжек, а от Бобра до посадцу до Крупки 10 верст, а в нем торжек; а от Крупки до посадцу до Начи 3 версты, а в ней торжек, да в нем же церков Живоначалныя Троица. А от Начи до Борисова городка 40 верст, а ехать все лесом, нет ни сел, ни деревен.
О городке Борисове
Городок Борисов древян невелик, поменши Дорогобужа; под ним река Березина, с реку со Одрев, да около пруд; а от городка едучи к Мечиску мост древяной через реку и черес пруд, в длину его сажен з двести; а от городка от Борисова до села до Плисы 30 верст, все лесом; а от Плисы до посадцу до Смолевич 5 верст, а в нем торжек да двор панской, да в нем же церков Николы Чюдотворца. А от Смолевич до королева города Менска 35 верст.
О королевском городке Метке
Городок Менск древяной худ, в ыном месте развалился, величиною с Вязму, а под ним река Сыслан поменши реки Березыни, да пруды. А от Менска до села Патован 20 верст, а от Патовин до села Патреши 30 верст, а от Патреши до села Паукова 20 верст, а все ехат болотом, а от Паукова до городка Слутцка 15 верст.
О городе Слутцке Литовском
Городок Слутьцк невелик, поменши Коломны, древяной, а около городка острог на городовое дело, а в остроге торги да двор церков каменная да полаты каменные, да на посаде ратуша велика каменная, а порусски полата, а под нею подклет и погребы, а над погребы с надворья лавки, а над лавками сверху светлицы, а Живет в той палате коньстянтиновской жилец, их судья, а политовски ивоит, а посаду в Констянтинове с Ростов, а река под ним Случь. А от Костянтинова городка до села Климашлин 20 ст, а от Климашлин до города Пласкирева 5 верст.
О Дунае реке и о походе в Турские улусы
Есть река Дунай, велми широка, в ыных местех и глубока добре, и островиста, а в ыных местех мелка песчана, а песок в ней велми бел, а в ыных местех ил, и вода в ней светла; поперег ея верст с 8, а в ыных местех и шире, и уже; а идет она из Сербские земли скоз Шпанскую землю и Турскую. А у Турского царя и у Шпанского короля, и у Цысарского, и у Волошеского Дунай река рубеж. А от реки от Дуная до речки до Чемши 3 версты; а от Чемши до Добричаполя до пасадцу до Бабая 3 версты, а от Бабая до посадцу Корауса 17 верст, а около того посадцу живут дебричинские татарове. А от Карауса до посаду, словет Ячиуглы, 13 верст, а от Ячнуглы до посадцу до Правоты 22 версты.
О посаде о Правоте и о проливе морской
Правота есть, сказывают тутошние люди, что был городок на высокой горе; коли была под горою пролива морская, и тогда был посад на горе же; а пролива морская вышла в море, и на проливном месте стал посад, промеж дву гор каменных высоких; а горы высоки, что утесы, а в длину тех гор версты с четыре и болшн; и тутошние люди сказывают, что та пролива вышла в море в Чермное. А на горе еще старого города две башни каменные, стоят с краю; а к тому городу в старину было пристанище карабельное, коли была пролива морская. А от Правоты до волгарского села Ченги 15 верст, а под селом река Камчин величиною с Яузу; а стоит то село пониже гор каменных в долу, а против того села за рекою стоят горы высоки, а имя им Болханы. А от Ченги до Болгарского села до Кары 20 верст, а в Каре едучи от Ченги два пути: един ехати горою 50 верст и приехати на ту ж реку Камчин, да рекою ехати верст с 6, переехати ея в 24х местах; а в другой путь рекою, а переехать и ея в 33х местех. А промеж горами, куда река течет с версту, а на горах велик лес растет. А от Кары до посаду до Идоса 6 верст, все лесом, подле реки и по полю; а от Едерина до торшку до Хапета 20 верст.
О Турской мечети и о дервышех, что у них в наших место чернцов
Апъст есть посад, а в нем зделана турская мечеть, а словет у них Чюкмасы, а около мечети, что монастырь, ограда каменная, а в ызб место у них палаты каменныя, и поварни в стене поделаны, а живут в тех палатах турки едервыши, в чернцов место, усы и брады и брови бреют, а на грудех и на руках режут, а на теле своем местех в 10 зелием мажут; а как заживет, ино все знатно; а ходят иные в платье, носят кафтаны обинные и чюги и колпаки и тафьи, а иные ходят в однех портках, да овчину целую на собя положит на крыло; а ясти им дают по дважды днем. Да тут же зделаны палаты — каменные великие для праеждих людей, а станет в одной полате человек с пятьдесят и с конми, и тем приезжим людем дают ясти по дважды днем: с утра четырем человеком по блюде поставят патоки да по хлебу человеку, а о вечерни каши хлебать, да т каше на человека по кости мяса, да блюда каши крутые пшена сорочинского с коровьим маслом, а лошадем по мере ячмени, а словут у них те места полаты Имарет; да в ыных во многих местех таковые места поделаны, а те места устраивает Турской царь, и паши проезжих людей кормят до трех дней и лошадем дают ячмень, а хто проезжей учнет стояти болши трех дней, и тому не станут давати ничево. А от Хапста до городка до Селевреи 56 верст.
О Турском городе Селевреи
Городок Селевреи велми красен, стоит у моря на берегу, а под ним посад невелик. А от Селевреи до посаду до Овичеймечеи 15 верст, а под посадом пролива морская, а через проливу едучи с поля с посаду мост каменной на сводех каменных, в длину с полверсты. А от Овичек мечей до посаду до Чекмечей 70 верст; а под посадом пролива ж морская, а через проливу с поля мост каменной ж на сводех каменных, в длину того с версту. А от того посаду до Царя града 8 верст. А от Смоленска до реки до Дуная 1030 верст, а от Дуная до Царя града 364 верста, и всего от Смоленска до Царя града 1394 версты.
Повесть о Царе граде не о всем
Царь град каменной велик на три углы, стоит меж дву[мор]' Чермнаго и Белаго, кабы на стрелице; а около града 27 верст, на дву стенах у него от моря седмеры враты, а на третьей стене от поля четверга враты; пристанище карабелное против болших врат з Белаго моря. И врата поит прямо улицею до торговища на площадь, а на площади стоит столп из червлена багров, велик и высок, а под ним много чюдесных мощей, и вернии людие сказывают, что тот столп поставил царь Константинь Флавиян и святых многие мощи под тот столп положил, да под ним же 12 укрух Христовых, да Ноева секира, чем делал ковчег, да на той же столпе стоял ангел божий и держал в руце своей скипетр, хранил им Царь град. И божиим повелением за грех рода человеча приидоша турки под град и по повелению божию тот образ архангелов мощию от столпа подняся на небо, видом бысть всему народу, турки же, видьвше отступление божие, взяша град, и ныне в нем царствуют. А против того столпа храм велик во имя Софеи Премудрости божия, а служит у него Цареградъцкий патриарх; звону нет, потому что отнял Турской царь; а за храм и за службу патриарх дает великий откуп з году на год золотыми: а в ыных монастырех старцы також откупают божественное пение. И того Царя града стены стоят — едина от востоку, вторая от полудне, третьяя от западу. В восточном углу стоит монастырь Студийский от Белаго моря, а в дру¬гом угле, от Чермнаго моря, монастырь святаго Георгия, словет Маидал, против корабелнаго пристанища.
О разрушении храма святаго Георгия
Софеи Премудрости Божий патриаршеской протодьякон повода нам о чюдеса святаго Георгия, како безбожный царь Салтан по дьяволю учению хотя разорити святаго Георгия; и восхоте сотворити на том месте полату светлу, в ню восхоте бъ ходити и смотрити на море, на корабли и на торг карабелшиков, и повеле храм ломати — и абие возлезъше два турчанина да янчанин на верх к маковицам, хотя ю рушити, и абие потягнув дух южный и схвати их вихром сверху храма, и понесе их за град, в видении всем верным, и ринуша их на землю, — два же ту скончашася, а третей оживе и прииде к царю и поведа ему о себе и о них бывшее. Царь же возмутися зело и нача умышляти: «Утро пошлю войско свое все, да разбиют храм». В ту же нощ ляже царь на одре своем, и хотя усыпати, явися ему юноша, приличен воин во оружии, держа в руце своей мечь, хотяше царя усекнути и глагола царю: «Почто хощеши разорити мой дом, аще то сотворишь, на фторую нощ прииду и погублю тя». Царь же вскочи от одра своего и, пад на колену свою, прослезися: «Гос¬подине человече, како зовется имя твое?» Рече же царю святый: «Раб есми Христов, святый Георьгий!» Царь же, плачася и глаголя: «Господине Георгии! Не забуду имени твоего во веки и не двигну твоего святилища, но от своего дому воздам часть сокровища своего на украшение дому твоего! Не порини меня на землю мертва, не усеки мя, молю ти ся от среды сердца моего!» Святый же Георгий глаголя: «Востани, царю, на одр свой», — и не видим бысть. На утрии же царь повеле быти патриарху и со всем его крилосом. И прииде патриарх ко царю, царь же рече ему: «Старче, повеждь ми, в сию нощь прииде ко мне Георьгий и хотя меня усекнути мечем, и что ми воздатидар храму его?» Патриарх же рече ему: «Царю, украси храм его златом и не отъимай злата у храма его, и повеле во храме его пети Божественное пение!» Царь повеле сотворити тако: обить верх златом и к чюдному образу его приложите гривну злату и з драгим камением и з жемчюгом, и испроси от крилоса его дву иере¬ев, да не останет Божественнаго пения. И нача иереем давати свой корм по десяти денег на день, да по две чюги на год, по червьчатой да по белой чюге, по камчатой: повеле им пети и служити.
А в третьем угле стоит церковь Ляхерна; в той церкви положен бысть пояс Пречистые Богородицы. А от Лахерны с два перестре¬ла стоит монастырь великий Пандократор, а порусски Вседер¬житель, а в нем есть дцка, на ней же несли Христа ко гробу. А ризы Богородицы и доныне знать: белы, яко млеко. А в сторону от того монастыря, перестрела з два есть монастырь зовется Апоколепсисных монастырей и много мощей чюдесных.