Концепция личности в литературе 20 в. Экзюпери, Фрейд, Юнг, Анри Бергсон
Концепция личности связана с уровнем философии. Например, античность – рок, роль богов; средневековье – религиозный фанатизм, культ христианского бога мученика; возрождение – раскрепощение и уравнивание человека и бога, «человек – новый бог на земле» просвещение – разум, человек – мера всех вещей; романтизм – создание, стремление поднять человека до уровня идеала, улучшить его природу; натуралисты – биологическое в человеке, наследственность, кот опред его суть; реализм – среда, социал условия; 20 в – поиск новой концепции человека, упор в литературе на массу и героя, выходца из народа, коллективизм.
Социал концепция чел-ка – попытка преодоления кризиса гуманизма, который исходит из абсолютной свободы и суверенности индивидуума путем присоединения личности и коллектива, подчинения личности народу ( Поль Элюар «От горизонта одиночки к горизонту всех людей»). Эта концепция болезненно отразилась на судьбах западноевропейской интеллигенции. Они были вынуждены пересмотреть «свою очарованную душу». Главное – преодоление индивидуума в личности, забвение индивидуального. Создание образа ведет к упрощению психологических мотивировок, к системным сюжетам. Мир предстает во всей правоте, а отражает угодную правящим классам картину общества.
Антуан де Сент Экзюпери (1900-1944)
Его творчество – понимание гуманизма, который в 20 в сталось слишком мало. Он существует в оформление образов. Все произвееднеия тягтеют к жанру притча. Главное – поиск ответов на множество вопросов «как сохранить человек не убив в нем Моцарта?». (Моцарт – высшее проявление одаренности). 2МВ – тяжелое испытание для Экз. Трагедия одинокого гуманиста «на холодной и жестокой земле». Его герой – носитель чистой морали, он возвышен для общества, в котором он жил. Его образы символичны и связаны с судьбами гуманизма и поиска смысла бытия.
1929 - «Южный почтовый», 1931 – «Ночной полет», 1939 – «Планета людей», 1943 – «Маленький принц» - отражены мысли о чел личности, сказка, раскрывающая парадоксы гуманизма, 1948 – «Цитадель»
Конция личности в экзистенциализме
Принцип мало совершенства и абсурдности мира, концепция абсурдного человека. Влияние экз-ма сравнивается с влиянием идей Фрейда.
Экз-м сложился в конце 19 – нач 20 в – Хайдеггер, Ясперс, Бердяев. В годы Первая Мировая Война во Франции экз-м сформировался как литературное направление (Камю, Сартр). Оказал влияние на литературу и кинематограф (Кафка, Фолкер). Абсурд как прием в литературе закрепился под влиянием экз-ма. Экз-м делает ставку на индивидуальное начало, исследует человека на уровне жизни в себе. Впервые экз-м включает смерть как мотив доказательства смертности человека. Мотив обреченности человека. Свобода и ответственность, совесть и жертвенность, цель – существование и назначение. Экз-м привлекает желанием понять чел-ка, трагизм существования.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) – психоанализ – универсальный метод познания чел личности на глубинном уровне. Фрейд – отец сюрреализма, оказал сильное влияние на различные школы модернистов. Он пытался объяснить трагедию человека исходя из его психики. Все, что делает человек, проявления не только разума, но и бессознательного. Сознание не является хозяином в собственном доме. Человеческое «я» стремится избежать неприятности, получить удовольствие. Бессознательное руководство человеком - страх, голод, секс, влечение. Фрейд доказал, что псих расстройства отличаются от здоровья не только качественно, но и количественно. Идея об особой миссии искусства. Состояние творческого человека занимает промежуточное положение между здоровьем и неврозом. Искусство выполняет терапевтическую функцию, оно компенсирует то, что не достижимо в действительности. Модернизм взял у Фрейда психоанализ, свободные ассоциации как способ исследования бессознат, взял концепцию творца.
Карл Густав Юнг (1875-1961) – ученик Фрейда, оказал сильное влияние на литературу. Открыл понятие «архетип» – устойчивые и почти не изменяющиеся стереотипы человеческого поведения. Выявляется на подсознательном уровне, глубоко в сознании храниться архаика древнейших знаний, атавистические страхи. Разработал различные структуры личности. Продолжал разрабатывать идею американца Уильима Джейнса идея маски – в сознании нормального человека может существовать несколько ипостасей, на практике любой человек имеет столько соц личностей, сколько различ соц людей, мнениме которых он дорожит.
Анри Барбюс (1959-1941) – франц философ, лауреат нобел премии по литературе, много разработок по проблеме понимания творческого человека, много трудов об учении интуиции, изучал интеллект – имеет чисто утилитарное значение ориентировать человека в практической деятельности, ему не доступны глубинные процессы психики, т.к. они могут быть постигнуты при помощи интуиции, язык не в состоянии выразить все оттенки внетренних переживаний, в литературе анализ действительности подменяется худ описанием психологич состояний.