Литература антифашистского сопростивления
Поль Элюар, Робер Деснос, Юлиус Фучик. 1939-45 – создана масса антифашист произведений, жанры наиболее быстро реагирующие – поэзия и публицис-тика. Страны оккупированные Герм и фашист Италией, страны фашист коалиции создавали свою литературу. Наряду с этими произведениями создавалась литература народного фронта, к-рая отражала реакицю на приход гитлера к власти. 1934 – фашист путч во Фр, 36 – фашист диктатура в Греции, 37 – Испания. Народный фронт – система идей, философ концепции, искусство с новыми формами и ритмами, лексикой, все подчинено идеи защиты личности и свободы. Популярны малые формы: песня – протест фашист настроениям, необходимость сплочения перед лицом фашист угрозы, все прогрессивные силы приходят к осознанию роли народа в противостоянии фашизму. Гуманистам пришлось искать новые методы борьбы, а лит-ам – тема ненависти, новые формы, жанры. На западе происходит политизация литературы – публикуют Фадеева, гладкого, Маяковского. Создаются объединения писателей во ФР, Герм. Греции. Издаются антифашист манифесты, жур-лы. Обращение к истории в теме класс борьбы (фр революция). 30-е гг обусловлены борьбой писателей, искусства, слова, было приравнено к оружию; годы проведения конгрессов в защиту мира, выступления писателей с призывами, но это не смогло предотвратить Первая Мировая Война. Борьба против фашизма объединила писателей различных направлений.
Элюар (Eluard) Поль (псевдоним; настоящее имя - Эжен Эмиль Поль Грендель, Grindel) (14.12.1895, Сен-Дени, департамент Сена, - 18.11.1952, Шарамтон), французский поэт. Член ФКП (с 1942). В 1914 призван в армию. Фронтовые впечатления Э. легли в основу сборника «Долг и тревога» (1917); в 1918 опубликовал «Стихи для мирного времени». В 1919 примкнул к дадаизму. В сборниках «Животные и их люди, люди и их животные» (1920) и «Примеры» (1921) много загадочных, заумных стихов. В конце 1924 вместе с А. Бретоном, Л. Арагоном и другими возглавил группу сюрреалистов; не вполне разделяя их платформу, примыкал к сюрреалистам до 1938. Творчество Э. всё больше наполнялось демократическим содержанием, ему был во многом чужд сюрреалистский «бунт» против разума, языка, культурного наследия. В интимной и философской лирике 20 - 30-х гг. (сборники «Град скорби», 1926; «Сама жизнь», 1932, и др.) Э. стремится осмыслить реальность в духе утопической мечты о всесильном человеке-чудотворце. В 1936 выступил против франкистского мятежа в Испании. В 1939 мобилизован; вернувшись в оккупированный Париж, писал патриотические стихи (сборники «Открытая книга I, 1938 - 1940», 1940; «На нижних склонах», 1942; «Открытая книга II», 1942). Вступив в компартию, активно работал в подпольной печати. Стихотворение «Свобода» из книги Э. «Поэзия и правда 1942 года» (1942) стало поэтическим знаменем Сопротивления. В сборниках «Лицом к лицу с немцами» (1942 - 45) и «Достойные жить» (1944) гражданская лирика неотделима от лирики любовной. После войны Э. участвовал в движении борцов за мир. В сборниках «Посвящение» (1950), «Суметь всё сказать» и «Феникс» (оба 1951) развиваются темы любви, братства, утверждается гражданская позиция поэта. В 1951 совместно с П. Пикассо ыпустил сборник «Лик всеобщего мира». Дважды (1950 и 1952) приезжал в СССР. Международная премия Мира (1953).
Главное произ – стих. «Свобода» (21 строка). 1942 – сборник «Поэзия и правда». Стих «Свобода» расклеивали как листовки. Каждая строфа заканчивалась «Имя твое пишу…», только в конце произносится имя «Свобода».
Участник двух войн, активист подпольной деятельности, много стихов с полит уклоном. 1917 – «Долг и тревога», «20 – «Животные и их люди», 44 – «Мужество», 51 – «Лицо мира». Стихи отличает богатая образность, «прошел путь от горизонта одиночки у горизонту всех людей». Сборники проиллюстри-рованы знаменит худ-ами Пикассо, Марк Шагал («Жаркая жажда жить» 44).
Деснос (Desnos) Робер (4.7.1900, Париж, - 8.6.1945, Терезин, Чехословакия), французский поэт. Сначала дадаист, затем сюрреалист в лирике которого сквозь хаос «словесной алхимии» пробивалась неподдельная страсть и мятежная неприязнь к мещанскому укладу жизни (сборник «Душой и телом», 1930). Порвав в 1930 с сюрреалистами, Д. под воздействием Народного фронта выработал точную поэтическую речь, вобравшую в себя фольклор парижских улиц и запечатлевшую повседневность с её бедами и счастьем любви, очищенной от болезненного надлома (сборник «Достояния», 1942). Участник Движения Сопротивления, Д. был арестован в 1944 гестапо и погиб в концлагере. Его книги «Бодрствование» (1943) и «Страна» (1944), а также стихи, опубликованные посмертно, - один из самых проникновенных памятников трагической и героической поэзии той поры.Умер от истощения, прошел несколько гителр лагерей. Фр поэт, начинал как сюрреалист, один из первых кто с ними порвал. 1930 – памфлет «Труп». Социал воззрения, сотрудничал с соцжур-ми, подпольный писатель. 1944 – арест. 1920-40 – выходили его сборники.
Фучик (Fucik) Юлиус (23.2.1903, Прага, - 8.9.1943, Берлин), деятель чехословацкого коммунистического движения, писатель, критик, журналист. Национальный герой ЧССР. Член КПЧ с 1921. Учился на философском факультете Пражского университета. С 20-х гг. один из редакторов печатных органов КПЧ - газеты «Руде право» («Rudé právo»), журнала «Творба» («Tvorba»). Репортажи и очерки Ф. были выдающимися образцами партийной публицистики тех лет. В центре литературно-критических интересов Ф. - разработка концепции социалистического искусства. В 1930 и 1934 - 1936 был в СССР, которому посвятил книгу «В стране, где наше завтра является уже вчерашним днём» (1932) и обширный цикл художественных очерков. Многообразная деятельность Ф. 2-й половины 30-х гг. проникнута духом антифашисткой борьбы. По заданию партии писал боевые статьи, в которых призывал народ к отпору фашистских захватчикам (вошли в сборнике «Мы любим свой народ», 1948). В период гитлеровской оккупации Чехословакии опубликовал под псевдонимом цикл патриотических статей и эссе о лучших представителях демократической культуры (Б. Немцовой, К. Гавличеке-Боровском, Я. Неруде и др.). С 1941 Ф. как член нелегального ЦК КПЧ руководил подпольными изданиями партии, в которых были опубликованы его обращения к чешскому народу. В апреле 1942 арестован гестапо, летом 1943 увезён в Германию и казнён.
Находясь в застенках пражской тюрьмы Панкрац, создал книгу «Репортаж с петлей на шее» (опубликован в 1945; рус. пер. под название «Слово перед казнью», 1950, переведена ещё на 70 языков) - документально-художественное свидетельство о героизме борцов антифашистского Сопротивления, одно из значительных произведений социалистического реализма в чешской литературе. В книге суммированы размышления Ф. о смысле жизни, о мере ответственности каждого человека за судьбы мира. Международная премия Мира (1950, посмертно). В ЧССР учреждена Союзом журналистов премия им. Ф.