Литературный процесс во Франции 20 в. Жан Кокто, Луи Аргон
В нач века развиваются различные процессы. Париж в нач века – «Мекка искусств». Свободное развитие различных школ, одни продолжают поиски натурализма, другие – развивают декадентские тенденции. В это время о себе громко заявили дадаисты и сюрреалисты.
Первое 10-ие формированеи течения Унанимизм. Возникло в 1906 г среди молодых поэтов, гл идея- провозгласить гармонию между группами и коллективными общ-ми. Можно достичь с помощью разума, нравст усовершенствования, отрациания насилия. «Унанимические чувства и поэзия» - манифест объедин всего человечества, объявив себя противниками символизма, следовали принципу простоты стиля.
Фр писатели реагировали на оконч Первая Мировая Война. Русск революция приветствовали многие писатели, складывается револ-настр литература. В гг кризиса усиливается критич пафос и усиление социологич анализа. 1934 – во Фр попытка фашист переворота, ограниз «народный фронт», активность аванград школ падает, сильное давление политиков.
Кокто (Cocteau) Жан (5.7.1889, Мезон-Лаффит, департамент Сена и Уаза, - 11.10. 1963, Мийи-ла-Форе, департамент Сена и Уаза), французский писатель, киносценарист. Член Французской академии (1955). Дебютировал как поэт-символист. Поэтическое творчество К. периода 1-й мировой войны 1914 - 18 и послевоенных лет обнаруживает тенденции, свойственные кубо-футуризму и дадаизму, - сборник «Стихи» (1920); в дальнейшем поэзия К. развивается от «неоклассики» поэмы «Церковное пение» (1923) к сюрреализму сборник «Опера» (1927). Среди романов К. наиболее известны «Самозванец Тома» (1923, русский перевод 1925) и «Трудные дети» (1929). К.-драматург пытался осовременить античную и шекспировскую трагедии. Автор психологической монодрамы (вид драмы, исполняемой одним актёром) «Человеческий голос» (1930, русский перевод 1971) и пьесы «Трудные родители» (1938). С 30-х гг. К. работал как киносценарист и кинорежиссёр (фильмы «Орфей», 1950, «Кровь поэта», «Завещание Орфея», 1960).
Поэт, романист, драматург. худ-график, сценарист, режиссер и др. 1906 – 1 поэт вечер. 1962 – посл поэма «Реквием». Начал как поэт авангардист. В конце жизни – член фр Академии. 1922 – «Словарь», 23 – «Церковные песни», 46 – «распятие». 1923 – роман «Том – самозванец», посвящ Первая Мировая Война – противополож роману Барбюса «Огонь», светский вариант Кокто. Кокто близок к русской культуре, переводил Пушкина. 1938 – деят-ть в реалист театре, пьеса «Трудные родители», адаптация антич сюжетов. Центр тема его тв-ва разлад поэта с миром. Гл пьеса – «орфей» - мечта может победить, но лишь ценой жизни мечтателя.
Жанр монодрамы – пьеса «Чело-веческий голос» – пьеса монолог.
Арагон (Aragon) Луи (р. 3.10.1897, Париж), французский писатель и политический деятель. Член Французской компартии с 1927; член ЦК ФКП с 1954. Учился с 1915 на медицинском факультете в Париже. Участвовал с 1917 в 1-й мировой войне санитаром. Первые стихи написал в 1917. В начале 20-х гг. примкнул к дадаизму (сб. стихов «Фейерверк», 1920), позднее - к сюрреализму. Но уже в ранних стихах резко выражена критика буржуазного мира. В дальнейшем творчество А. развивалось в направлении к реализму. Советский Союз стал для него символом нового мира: поэма «Красный фронт» (1931, рус. пер. 1931), сб. стихов «Ура, Урал!» (1934). В цикле романов «Реальный мир» (1934 - 51) рабочий класс показан как восходящая сила нации. В годы немецко-фашистской оккупации А., один из организаторов и певец французского Сопротивления (1940 - 44), сотрудничает в подпольной газете «Летр франсез». В сборниках стихов «Нож в сердце» (1941), «Глаза Эльзы» (1942), «Паноптикум» (1943), «Французская заря» (1945), в сборнике рассказов «Падение и величие французов» (1945) и др. горечь поражения Франции неотделима от призыва к борьбе. В 1946 - 53 вышли 2 книги документальной прозы «Человек-коммунист». В сборнике стихов «Снова нож в сердце» (1948) А. резко критикует проникновение империализма США в Европу. Цикл «Реальный мир» в 1949 - 51 завершен романом «Коммунисты» (рус. пер. 1953, новое доработанное французское изд. 1967). Поэма «Глаза и память» (1954) - опыт поэтического осмысления путей развития человечества. А. много сделал для популяризации во Франции советской литературы, опубликовал книгу «Советские литературы» (1955), в которой писал о расцвете многонациональной культуры СССР. Поэма «Неоконченный роман» (1956) посвящена политическим событиям 20 в., в которые вплетается биография поэта. В романе «Страстная неделя» (1958, рус. пер. 1960) на широком общественно-историческом фоне изображен путь художника к народу. А. - автор поэмы «Поэты» (1960), экспериментально-лирических романов «Гибель всерьёз» (1965) и «Бланш, или Забвение» (1967). Опубликован ряд книг и статей по проблемам современной литературы, в которых выступал против догматических толкований социалистического реализма; в то же время он высказывал и некоторые спорные мысли.
А. - член Всемирного Совета Мира. Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1957). Удостоен почётной степени доктора наук Московского и Пражского университетов.
Начинал как авангардист, под влиянием дадаизма, сюрреализма стал приверженцем соцреализма. Выпускал поэтические сборники. Сборник статей «За соцреализм» формировал задачи искусства, отражал процесс движения человечества к соц-му. Цикл романов «реальный мир» - вопросы соцборьбы. В его тв-ве много политики. В гг 2МВ выходят сборник: 41 – «Нож в сердце», 42 – «Глаза Эльзы», 45 – «Фр заря» – везде создает поэтический образ родины – любимой женщины или сорванной розы. Также выпустил книгу «Советские литературы».