Творчество Голсуорси. «Собственник»
Голсуорси (Galsworthy) Джон (14.8.1867, Лондон, - 31.1.1933, там же), английский писатель. Сын юриста. Закончил Оксфордский университет. Литературную деятельность начал как неоромантик (сб. «Четыре ветра», 1897; романы «Джослин», 1898, «Вилла Рубейн», 1900). Роман Голсуорси «Остров фарисеев» (1904) положил начало серии социально-бытовых романов: «Усадьба» (1907), «Братство» (1909), «Патриций» (1911), «Фриленды» (1915). В романе «Тёмный цветок» (1913) тонко раскрыты интимные переживания. Одновременно Голсуорси создал пьесы с острыми социальными конфликтами: «Серебряная коробка» (1906, изд. 1909), «Борьба» (1909), «Справедливость» (1910) и др. Позднее у Голсуорси возникает идея создания цикла о судьбах одной буржуазной семьи - Форсайтов. Зародышем цикла стала новелла «Спасение Форсайта» (1901), за которой последовал роман «Собственник» (1906) - реалистичная картина буржуазных нравов так называемого викторианского периода.
Критика буржуазных семейных отношений перерастает здесь в обличение всего собственнического мира. За новеллой «Последнее лето Форсайта» (1918) Голсуорси пишет романы «В петле» (1920) и «Сдаётся внаём» (1921), составившие вместе с «Собственником» и новеллой «Пробуждение» (1920) трилогию «Сага о Форсайтах» (1922). Затем рождается вторая трилогия о Форсайтах - «Современная комедия», состоящая из романов «Белая обезьяна» (1924), «Серебряная ложка» (1926), «Лебединая песнь» (1928) и новелл «Идиллии» (1927) и «Встречи» (1927). К этому циклу примыкает сборник рассказов «На форсайтской бирже» (1930). Отдельные члены этой семьи появляются и в третьей трилогии Голсуорси «Конец главы», состоящей из романов «Девушка-друг» (1931), «Цветущая пустыня» (1932) и «Через реку» (1933).
После 1-й мировой войны 1914 - 18 Голсуорси написал несколько драм, в том числе «Мёртвая хватка» (1920) и «Верность» (1922). Хотя позиция Голсуорси ограничена его верой в незыблемость буржуазного строя, верность реализму привела к тому, что созданная им панорама правильно отразила постепенный упадок английской буржуазии. Но если в довоенный период в сочинениях Голсуорси подвергался критике главным образом хищнический эгоизм Форсайтов, то после войны писатель особенно отмечает утрату молодым поколением буржуазии твёрдых нравственных устоев и неумение понять действительность. На формирование его художественного метода решающее влияние оказали Ч. Диккенс и У. Теккерей, Голсуорси Мопассан, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой; в драме - Голсуорси Ибсен и Голсуорси Гауптман. Выступая и как публицист, Голсуорси выражал гуманистические взгляды, а в своих критических статьях развивал принципы реализма («Гостиница спокойствия», «Канделябра»). Нобелевская премия (1932).
Великий английский писатель, лауреат Нобелевской премии Джон Голсуорси был ярким представителем литературной эпохи "большого романа" - наряду с Толстым, Ролланом, Бальзаком. Предки Голсуорси жили в графстве Девоншир с XVI века, они держали животноводческую ферму и разводили скот. В XIX веке бывшие фермеры занялись недвижимостью, сделав на этом достаточно крупное состояние. Отец Джона был солиситором - британский аналог российского нотариуса и юрисконсульта в одном лице. Сын решил пойти по стопам отца - стать юристом. С этой целью он закончил престижные Harrow College и New College в Оксфорде, и в 1890 году сдал экзамены в адвокатуру. Голсуорси выбрал своей будущей специализацией морское право. Чтобы лучше узнать предмет, которым ему предстояло заниматься, Голсуорси предпринял кругосветное морское путешествие. В то время он и познакомился с Джозефом Конрадом, совладельцем торгового судна, ставшим впоследствии лучшим другом Голсуорси.
Во время путешествия Джон Голсуорси пришел к выводу, что юриспруденция - лживая наука, он разочаровался в праве и решил заняться литературой. Первый сборник маленьких рассказов "From the Four Winds" (1897) и роман "Jocelyn" (1898) Голсуорси выпустил за свой счет, причем они были напечатаны под псевдонимом Джон Синджон. Лишь в 1094 году писатель осмелился на открытую публикацию, без псевдонима. Произведение называлось "The Island Pharisees". В 1906 году вышел роман "The Man of Property", первая часть "Саги о Форсайтах" ("The Forsyte Saga"), произведения, благодаря которому Голсуорси стал известен и получил признание.
В "Сагу" вошли такие романы, как "Indian Summer of a Forsyte" (1918), "In Chancery" (1920), "Awakening" (1920), и "То Let" (1921). "Сага о Форсайтах" - это хроника, описание жизни трех поколений большой, преуспевающей семьи на пороге нового века. Неожиданно разбогатев, Форсайты всеми силами пытаются увеличить свое состояние и удержать его в рамках семейного клана. Голсуорси в каждом романе саги выявляет порочность и пагубность их образа жизни и моральных устоев. В "The Man of Property" главный герой, солиситор Сомс Форсайт, живет по принципу: все можно купить, надо лишь знать точную цену. Как категорию собственности он воспринимает и свою жену Ирен. Она же, в свою очередь, не выносит мужа и влюбляется в молодого архитектора, который позже умирает. Следующие романы "Саги" - "In Chancery" и "To Let" - повествуют о дальнейшей судьбе Соамса и Ирен после их развода, о новых браках героев и о последующих любовных переплетениях судеб их детей.
История семьи Форсайтов после I Мировой войны нашла отражение в следующих романах "Саги" - "The White Monkey" (1924), "The Silver Spoon" (1926) и "Swan Song" (1928), объединенных в сборник "A Modern Comedy", вышедший в 1929 году. Помимо романов, Джон Голсуорси много времени посвящал созданию пьес, сюжет которых всегда основывался на моральных или социальных конфликтах.
Среди пьес Голсуорси стоит отметить "The Silver Box" (1906), в которой ярко отражен контраст правовых и судебных возможностей высшего класса и бедноты. Кстати, тема несовершенства и паразитичности правовой системы Англии очень часто фигурировала в работах Голсуорси, что свидетельствует о глубоких переживаниях автора по этому поводу. Тема юриспруденции развивается также в "Strife" (1909), "Justice" (1910), "Loyalties" (1922). В 1905 году Джон Голсуорси женился на Аде Пирсон, бывшей жене его двоюродного брата. Их роман длился в течение десяти лет и послужил причиной развода Ады и кузена Голсуорси. Кстати, Ада Пирсон стала основным прототипом Ирен Голсуорси. Романы Джона Голсуорси были понятны и близки английской читательской аудитории тех лет, поскольку воспринимались как абсолютно реалистичное отражение современной жизни. В конце 1932 года Голсуорси получил Нобелевскую премию по литературе, а через несколько месяцев, 31 января 1933 года, он умер в Гроув Лодж, Хэмпстед, Англия. После смерти имя Джона Голсуорси было незаслуженно забыто. Широкая публика вспомнила о нем лишь в 60-е годы XX века, когда на экраны Великобритании, а затем всей Европы и США, вышла экранизация "Саги о Форсайтах" производства Би-би-си