Характеристика литературного процесса в США в 20 веке
Великая Октябрьская соц. Рев. Имела большое значение для развития литературы США. Возникносвение соц. Реализма в США связано с именами Джона Рида и Т. Драйзера. В послеоктябрьский период в ам. Литературе продолжается процесс развития критического реализма. Одновременно с реализмом в ам. Литературе появляются модернистические группы. Которые пропагандируют культ «чистого искусства», занимаются формалистическими изысками (Эзра Паунд, Гертруда Стайн). Мировой эк. Кризис конца 20-х годов принял огромные размеры в США. 30 годы ознаменовались бурным рабочим движение. Под влиянием этих событий ам. Писатели усиливают критику капиталистических порядков. В их числе – Томас Вульф и Джон Стейнбек. Важную роль для развития ам. Литературы сыграло антифашистское движение 30-40, возглавленное коммунистами. С резкой критикой фашизма выступили Синклер Льюис, Майкл Голд, Ричард Райт.
В годы 2МВ многие ам. Писатели включаются в борьбу против гитлеризма. С антифашистскими произведениями выступают Хэмингуэй, Синклер и другие. Послевоенный период характеризуется периодом холодной войны. К нему относится творчество Александр Сакстон, Шерли Грехем, Ллойд Браун, Уильям Сароян, Уильям Фолкер. В 50 годы США переживает разгул маккартизма. В литературе, кино, на ТВ усиливаются охранительные, конформистские тенденции (Микки Спиллейн, Герман Вук, Ален Друри). В 50 появляется ряд книг, явившихся прямым откликом на режим политических преследований, на реакционную деятельность сенатора Маккарти. Среди них – Джей Дайс «Вашингтонская история», Феликс Джексон «Да поможет мне Бог».
В послевоенной ам.литературе появились произведения так называемх «битников» – молодых американцев, представителей послевоеннгоьразбитого поколения. Битники восстают против уродства буржуазной цивилизации, осуждают буржуазную мораль. Представители – Норман Мейлер, Сон Беллоу, Джеймс Болдуин. В 60 годы усиливаются антивоенные настроения, нарастает борьба против агрессии во Вьетнаме. Вторая половина 60 отмечена усилением движения среди молодежи, появ. Много новых ярких книг об ам. Действительноти – Трумен Капоте, Джон Алдайк, Харпер Ли.
Литература плантаторского юга: идеализация жизни в южных штатах до гражданской войны, патриархальный уклад «Унесенные ветром», массовая литература – романтизация континента, индейская проблематика.
С. Льюис (1885–1951) был самым язвительным бытописателем американской провинции. Избрав родной городок мишенью своей талантливой сатиры в романе Главная улица (1920), он стал беспощадным критиком среднего класса Америки. Со смесью презрения и сочувствия выписан портрет героя его романа Бэббит (1922), чье имя стало нарицательным, а образ – впечатляющим олицетворением «маленького человека», боготворящего успех и бездуховное промышленное общество. Эрроусмит (1925) – история молодого врача, который мучительно выбирает между духовными и материальными ценностями; Элмер Гентри (1927) – безжалостная сатира на евангелиста со Среднего Запада. Льюис искал чистоту американского идеала, но повсюду видел лишь грязь и преклонение перед деньгами. В 1930 он первым из американцев стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.
Джон Стейнбек (27.2.1902, Салинас, штат Калифорния, - 20.12.1968, Нью-Йорк), американский писатель. Учился на биологическом факультете Станфордского университета. В молодости сменил ряд профессий. В раннем творчестве разделял романтические иллюзии о возможности бегства от буржуазного общества (роман "Чаша господня", 1929), тяготел к изображению причудливых типов провинциальной и сельской Америки (циклы рассказов "Райские пастбища", 1932, "Рыжий пони", 1933). В 30-е гг. сложился как писатель острой социальной проблематики (роман "В схватке с сомнительным исходом", 1936, повесть "О мышах и людях", 1937, рус. пер. 1963). Герои С. трагичны своей обездоленностью и непониманием причин преследующих их жизненных крушений. Вершина творчества С. роман "Гроздья гнева" (1939, рус. пер. 1940), в центре которого судьба согнанных с земли фермеров, кочующих по стране в поисках работы. Через тяжкие испытания герои приходят к сознанию того, что они - частица страдающего и борющегося народа. В 40-е гг. отступил от традиций пролетарской и революционной литературы (романы "Консервный ряд", 1945; "Заблудившийся автобус", 1947; "К Востоку от рая", 1952). Новый взлёт творчество С. пережило в начале 60-х гг. Роман "Зима тревоги нашей" (1961, рус. пер. 1962) и книга очерков "Путешествие с Чарли в поисках Америки" (1962, рус. пер. 1965) с тревогой поведали о разрушении личности в мире мещанских стандартов, в атмосфере обманчивого процветания. В годы войны во Вьетнаме выступил с оправданием агрессии США. Нобелевская премия (1962).
Стайн (Stein) Гертруда (3.2.1874, Питсбург, шт. Пенсильвания, - 27.7.1946, Париж), американская писательница. Училась в Радклифском колледже, занималась психологией у У. Джемса. С 1902 жила в Европе. Творчество С. характеризуется формалистическими исканиями, экспериментальны по характеру её проза (повесть "Три жизни", 1908, роман "Становление американцев", 1906-08, изд. 1925) и стихи. Некоторые особенности её манеры усвоил Э. Хемингуэй. С. принадлежит выражение «потерянное поколение».
Паунд (Pound) Эзра Лумис (30.10.1885, Хейли, Айдахо,- 1.11.1972, Венеция), американский поэт, историк и теоретик искусства. Учился в Пенсильванском университете. В 1908 уехал в Европу, с 1924 жил в Италии. Изучал и пропагандировал средневековую поэзию романских стран; в его переложениях англоязычный читатель впервые познакомился с поэзией Китая и Японии. Во время 2-й мировой войны 1939-1945 выступал в Италии в передачах фашистского радио на войска союзников. В 1945 осужден в США по обвинению в государственной измене. Смертный приговор был заменен П. пожизненным заключением в лечебнице для душевнобольных. После освобождения (1958) вернулся в Италию. Как поэт П. дебютировал в 1909 (сборник "Угасший свет"). Один из теоретиковимажинизма. В творчестве П. (сборники "Выпады в ответ", 1912, "Маски", 1912, "Старый Китай", 1915) уже в 1910-е гг. отразились настроения анархического характера, позднее толкнувшие его к союзу с правооппозиционными силами (поэма "Хью Селвин Моберли", 1920). П. расширил тематический диапазон англоязычной поэзии, обогатил арсенал её художественных средств, однако крайняя формальная усложнённость сделала его основное произведение "Cantos" ("Песни", 1917-68, неоконченное) характерным образцом модернистской поэзии, порывающей все связи с читателем. Последнее тридцатилетие жизни П. в творческом отношении бесплодно.
Фицджеральд (Fitzgerald) Фрэнсис Скотт (24.9.1896, Сент-Пол, штат Миннесота, – 21.12.1940, Голливуд), американский писатель. В 1913–17 учился в Принстонском университете. В романе «По эту сторону рая» (1920) Ф. первым в амер. литературе обратился к изображению «потерянного поколения», амер. молодёжи 20-х гг. – времени, названного им «веком джаза». Этой теме, одной из главных в его творчестве, посвящено большинство его рассказов 20-х гг. и роман «Прекрасные и обречённые» (1922). В романе «Великий Гэтсби» (1925, рус. пер. 1965), классическом произведении амер. литературы 20 в., Ф. сочетает присущее ему романтическое видение жизни с острой социальной критикой. Внешне вульгарный нувориш Гэтсби одновременно мечтатель-романтик, трагически одинокий среди окружающих его корыстных и аморальных людей, в числе которых и любимая им Дэзи. Трагедия Гэтсби в том, что его романтические иллюзии связаны с т. н. «американской мечтой», подчинённой идее материального преуспеяния. Роман «Ночь нежна» (1934, рус. пер. 1971) рассказывает о постепенной деградации талантливого врача-психиатра, прекраснодушного идеалиста Дика Дайвера. В отличие от более цельного Гэтсби, Дик становится на путь компромиссов – женится на дочери миллионера и впустую растрачивает силы, приняв моральные нормы и образ жизни её среды. Для Ф. трагедия Дика, как и трагедия Гэтсби, тоже связана с губительной властью ложных ценностей амер. цивилизации. Сатирические тенденции, характерные для «Великого Гэтсби», здесь выявляются ещё сильнее. Во 2-й половине 30-х гг. Ф. пережил духовный кризис, с безжалостной трезвостью проанализированный им в статье-исповеди «Крах» (опубликована в 1946). Несколько лет он работает рядовым сценаристом в Голливуде и лишь незадолго до смерти обретает выход из тупика. После его смерти были опубликованы главы незаконченного романа «Последний магнат» (1941, рус. пер. 1977), где описаны быт и нравы Голливуда 30-х гг. Глубокий психолог и острый критик общественных отношений, мастер прозы, Ф. обрёл новую популярность с середины 50-х гг.
Послевоенная поэзия далеко не столь значительна, как поэзия межвоенных десятилетий, однако и она дала несколько крупных имен. Мастерство поэтической речи и строгую метафизическую манеру Р.Лоуэлла (1917–1977) представляют его лучшие сборники Замок лорда Уири (1946), Этюды из жизни (1959), Павшим за Союз (1964) и Записные книжки 1967–68 (1969). К.Шапиро известность принесли стихи, написанные в армии и включенные в сборник Письмо о победе и другие стихотворения (1944). Он разрабатывает преимущественно традиционные формы, но обращается к «непоэтической» лексике – Избранные стихотворения (1968), Книжная лавка для взрослых (1976). Собрание стихотворений, включая новые (1988) содержит образцы строгой отшлифованной лирики Р.Уилбера. Проницательные нравственные суждения Элизабет Бишоп (1911–1979) сформулированы средствами кропотливой словесной живописи, как показывают ее Полное собрание стихотворений (1969) и География III (1976). Стихи Дж. Дикки отличаются большим напором и красочностью, особенно в сборниках Выбивающие глаза, кровь, победа, безумие, голова коня и пощада (1970) и Зодиак (1976). Остроумие, эпиграмматичность и изысканность свойственны поэзии Г.Немерова. У.К.Уильямс (1883–1963), автор известной широкомасштабной поэмы Патерсон (1946–1958), в 1963 был удостоен Пулитцеровской премии за сборник Из Брейгеля (1962). К.Рексрот (1905–1982), самый, возможно, тонкий поэт поколения «битников» 1950-х годов, знаменит книгой 100 стихотворений в переводе с китайского (1956).
Стремление обновить поэзию путем экспериментов в области синтаксиса и композиции стиха связано со многими именами, среди которых Р.Крили, Ч.Олсон и Дениза Левертов. Поэты «исповедального» плана – Энн Секстон, Т.Рётке, Сильвия Плат и Д.Берримен. В числе поэтов, выдвинувшихся на авансцену в 1970–1980-х годах, выделяются Д.Эшбери (Автопортрет в выпуклом зеркале, 1975), Э.Хехт (Миллионы чужих теней, 1977; Венецианская вечерня, 1979), Г.Мосс (Заметки из замка, 1980; Правила сна, 1984), Дж.Меррилл и Д.Джастис. Из других современных поэтов следует отметить А.Р.Эммонса, Р.Джаррелла, У.С.Мервина, Мей Свенсон, А.Гинсберга, Л.Ферлингетти, Р.Данкена, Эдриену Рич, Г.Киннела, Фр. О'Хару, Р.Блая, Дж. Райта, А.Дьюгена, Ст.Кьюница и Д.Холлендера.