Основные тенденции в литературе после Второй Мировой Войны
Вторая Мировая Война и до и после – постреволюционный период. Установление коммунистического режима в восточной европе, победа нац-освобод. Движения – распад колониальных империй. 50 годы – социальная идеологическая позиция, спад романтического ореола восприятия вождей.
В целом, демократия опускает культуру до уровня массовой.
Субкультура содействует подавлению культуры, индивидуального
Элитарная литература постмодернизма, равнодушие к читателю
Массовая и элитарная литература – два полюса литературы.
Литература – средство достижения цели, товар. Крайняя степень политизации литературы.
Неоавангард – связан с новой молодежью, май 1968 – студенческие волнения в Париже.
Волна терроризма. Деятельность «красных бригад», критика западной цивилизации и искусства.
Уподобление литературы революционной практике. Разрушений языка – разрушение основного капитализма, опирались на традиции дадаизма.
Вытеснение слова языком СМИ и компьютеров.
Контркультура – агрессивная антикультура.
Отношение к «П. с.» в литературе после 2-й мировой войны 1939-45 неоднозначно. В разной степени усвоенная представителями французского «нового романа» (М. Бютор, Н. Саррот), английского романа «малой темы» (Э. Пауэлл, П. Х. Джонсон) и в опытах социально-психологического романа У. Йонсона и А. Андерша (ФРГ), эта школа, как вообще модернизм 10 - 20-х гг., встречает творческое опровержение в произведениях писателей-реалистов Ч. П. Сноу, Э. Уилсона, Ф. Мориака, В. Кёплена и др.
После 2-й мировой войны 1939-45 на Западе происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм (драма абсурда, «новый роман», «конкретная поэзия», поэзия итальянской «Группы 1963», алеаторика и др.). Но все эти неоавангардистские, теперь полностью модернистские течения находятся в конфликте не столько с буржуазным обществом, сколько с идеалами коренного переустройства общества на началах социализма; они активно противостоят не буржуазным эстетическим концепциям, а лучшим демократическим и реалистическим традициям культуры, теории и практике искусства социалистического реализма. А. приобретает всё более подчёркнуто элитарный, рафинированный характер, антисоциалистическую направленность, пронизанную духом реакционной идеологии империализма, и углубляется, как правило, в формальное экспериментирование.