Каталог статей |
Ягмур Е.А., Митюхин И.В. Особенности учета затрат на создание и осуществление деятельности Интернет-магазинаИнтернет-магазин - это современный способ эффективного донесения производимого продукта до покупателя, улучшения существующих продаж и покорение новых рынков. Возможности и преимущества торговли через Интернет-магазин: снижение накладных затрат и увеличение прибыли предприятия; магазин работает без выходных и перерыва; виртуальная площадь для размещения товаров практически неограниченная; покупатель имеет доступ к размещенному на сайте товару в режиме реального времени и из любого места, где есть Интернет; стоимость и срок создания виртуального магазина намного меньшие; предлагаются разные варианты оплаты заказанных товаров, включая и оплату «электронными» деньгами; возможность оформления кредита. Актуальность данной темы проявляется в глобализации экономики, что побуждает к поиску новых видов конкурентного превосходства, и одним из инструментов повышения конкурентоспособности стал Интернет-магазин. Целью работы является анализ процесса создания Интеренет-магазина, бухгалтерский и налоговый учет затрат на его создание. Создание Интернет-магазина проходит в несколько этапов:
Согласно п. 1.3 Приказ Государственного комитета информационной политики телевидения и радиовещания Украины, Государственного комитета связи и информатизации Украины «Об утверждении Порядка информационного наполнения и технического обеспечения Единого веб-портала органов исполнительной власти и Порядка функционирования веб-сайтов органов исполнительной власти»[2], web-сайт — это совокупность программных и аппаратных средств с уникальным адресом в сети Интернет вместе с информационными ресурсами, которые находятся в распоряжении определенного субъекта и обеспечивают доступ юридических и физических лиц к этим информационным ресурсам и прочие информационные услуги через сеть Интернет. В соответствии с п. 4 Приказа Министерства финансов Украины «Положение (стандарт) бухгалтерського учета 8 "Нематериальные активы"»от 18.10.1999 г. № 242[3], нематериальный актив — это немонетарный актив, который можно идентифицировать, который не имеет материальной формы и содержится предприятием с целью использования на протяжении периода больше одного года для торговли или с целью предоставления в аренду другим лицам. Полученный или приобретенный нематериальный актив отображается в балансе, если существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с его использованием, и его стоимость может быть достоверно определена. Web-сайт, на котором размещается Интернет-магазин, можно признать нематериальным активом, а понесенные на его создание затраты – капитализировать. Сумма всех затрат, понесенных предприятием на создание Web-сайта, аккумулируется на субсчете 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов», а при введении в эксплуатацию списывается на субсчет 125 «Авторское право и сопредельные с ним права». Затраты на удержание Web-сайта предприятие списывает на счет 93 «Расходы на сбыт». Введение нематериальных активов в эксплуатацию осуществляется по форме НА-1 согласно п. 1 Приказа Министерства финансов Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов» от 22.11.2004 № 732. [6]. Web-сайт в налоговом учете является нематериальным активом. В соответствии с п. 8.3.9 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.1994 № 334/94-ВР[4], затраты на создание (приобретение) нематериальных активов амортизируются с использованием прямолинейного метода равными частями исходя из его первоначальной стоимости на протяжении планового срока полезного использования (но не больше 10 лет беспрерывной эксплуатации). В п. 5.2 вышеуказанного Закона отмечено, что затраты на оплату аренды дискового пространства, на оплату аренды сервера у провайдера и на оплату за временное использование доменного имени в налоговом учете включаются в состав валовых затрат как затраты, связанные с подготовкой и организацией производства, а также продажей продукции, работ и услуг. Суммы НДС, уплаченные (начисленные) в составе таких платежей, включаются в налоговый кредит по общим правилам Закона № 168 [5]. Таким образом, для создания Интернет-магазина необходимо создать веб-сайт, разместить его в Интернете и зарегистрировать. Учитывая, что Интернет- магазин является нематериальным активом, бухгалтерский и налоговый учет ведутся в соответствии нормативных актов относительно данного вида активов. Литература:
|