Кольцов К.Г., Величко А.А.
Девять признаков лидера в менеджменте
В этой статье мы рассмотрим такой ключевой метод менеджмента как – лидерство. Рассмотрим
основные представления о лидерстве в понимании статистика и консультанта по
теории управления качеством У. Э. Деминга, представителей «героической» теории
лидерства Т. Карлайла и Е. Дженнингса.
Цель данной статьи является
выделение девять признаков и характерных черт лидера.
Мы рассматриваем лидерство как альтернативу обычной системе
директивного управления, видим в нем коренное изменение самой парадигмы
отношений между руководителем и подчиненным. Причем лидер может не иметь
каких-то исключительных личных качеств. Он должен обладать только готовностью
взять на себя лидерскую ответственность, волей и стремлением к дальнейшей
учебе.
Главная цель учреждения лидерства — улучшение системы, т. е. смотреть
не на последствия, а анализировать причины. Выяснить и понять, какие проблемы в
системе, без людей невозможно, ведь «Лидерство требуется для всех компонентов
системы» [6]. Консультанты
рискуют получить искаженную информацию о причинах дефектов, поэтому они здесь
неэффективные помощники. Это, конечно, не означает, что они вовсе не нужны ни в
каких случаях.
Первое лицо — лидер — способствует возникновению лидерства в компании,
создает систему лидерства. Эта система охватывает всех сотрудников компании,
она не ограничивается какими-либо уровнями иерархии. То есть это не только удел
руководителей различных рангов, имеющих подчиненных. Лидерами должны быть все
сотрудники компании. Ведь лидерство — это принятие человеком на себя
ответственности за всю компанию, за всю команду, за достижение ею конкретных весомых
результатов, «как метод работы, имеющий целью помочь работникам выполнять их
работу наилучшим образом» [6]. Рядовые сотрудники также должны быть лидерами в
тех процессах, за совершенствование которых они ответственны» или в
возглавляемых ими проектах, ведь лидерство неотрывно от команды, от группы
людей, вместе выполняющих одну работу.
Лидерство — очень деликатное и хрупкое «растение», загубить можно в
один момент, а выращивать надо годами. И всего одной ошибки достаточно, чтобы
не просто откатиться назад, а вернуться к гораздо менее удобному старту, чем
тот, с которого все начиналось. Здесь как нигде требуется «адское» терпение.
Сдерживать свои эмоции, тщательно выбирать слова, чтобы, не дай бог, не обидеть
человека, и даже, если он сорвался, нагрубил, снова терпеть. Обратной дороги
просто нет.
Традиционное лидерство
|
Лидерство по Демингу
|
Вождь
|
Подчеркнутое отсутствие вождизма
|
Харизма
|
Харизма, если и не вредит, то и не
помогает, так как создает барьер между лидером и членами его команды
|
Директивность каждого слова
|
Не нуждается в распоряжениях
|
Его все слушают
|
Слушает сам
|
Следит за тем, как за ним «ухаживают»
|
Сам помогает людям
|
Подозрения, боязнь интриг
|
Доверяет людям
|
Все решает сам
|
Помогает людям самим выйти на хорошие
решения
|
Произвольно вмешивается в любые процессы
|
На основании статистических методов умеет
понять, что относится к вариабельности процессов
|
Преданность подчиненных
|
Активность, инициативность, готовность
брать ответственность
|
Его боятся
|
Ему доверяют
|
Предполагается, что лидер все знает лучше
подчиненных, что, собственно, дает ему основания для вмешательства в их
деятельность
|
Подчеркивает, что не является самым
компетентным лицом в решении конкретных вопросов
|
Шаги по формированию системы лидерства:
- Нужно проговорить, при этом не один раз, все девять признаков,
сформулированных Демингом, добиться понимания их сущности.
- Нужно помочь людям понять философию менеджмента.
- Сформулировать и довести до каждого, что же фирма от него ожидает.
- Изменить поведенческую модель первого лица:
-
четкое и
неукоснительное соответствие слов и дел. Каждое, даже малейшее отступление от
этого правила, отбрасывает всех назад;
-
готовность
первым сделать то новое, к чему призывает, показать пример, научить. Так,
именно первому лицу пришлось самому проходить с лидерами бизнес-процессов все
стадии работы по их описанию и совершенствованию;
-
недопустимость
оценки сотрудников. Лучше отказаться даже от мысленных оценок, потому что
невербальные методы передачи информации могут подчас сказать людям больше, чем
самые жесткие слова;
-
вежливость в
любых ситуациях, недопустимость срывов, крика, оскорблений.
- Разъяснение всем миссии, видения, стратегических целей организации.
Без знания и понимания основ корпоративной культуры человек не может быть
лидером, иначе есть опасность, что он заведет свою команду не туда.
- Открытость всей информации, т. н. «информационная прозрачность».
Человек, лишенный хотя бы части существенной информации, не может быть лидером.
- Создание системы, при которой все решения принимаются коллегиально с
учетом мнения каждого, в ходе четко организованной дискуссии.
Исходя из этого мы можем выделить девять черт лидера:
-
Понимает, как
работа его группы сочетается с целями компании;
-
Работает с
предшествующими и последующими стадиями процесса;
-
Пытается
создать для всех такую атмосферу, чтобы работа доставляла радость;
-
Он тренер и
советчик, но не судья;
-
Использует
цифры для того, чтобы с их помощью понять мотивы своих людей и себя самого.
Понимает вариации. Использует статистические вычисления, чтобы узнать, кто из
работников находится за пределами системы и требует специальной помощи;
-
Работает, чтобы
улучшить систему, в которой трудится он и его люди;
-
Создает
атмосферу доверия. Понимает, что создание атмосферы доверия требует от него
идти на риск;
-
Не ждет
совершенства
-
Слушает и
учится, не наказывая того, кого слушает
Литература:
-
Деминг У.Э.
«Новая экономика» 2006г.
- [сылка более недоступна}
-
Деминг У.Э.
«Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами»
2007г.
-
Марианна
Броадбент, Эллен Китцис «CIO-новый лидер. Постановка задач и достижение целей»
2006г.
-
Джон Фэйворс
«Лидер новой эпохи. Метафизический взгляд на проблемы руководства» 2002г.
-
Нив Г.Р.
Пространство доктора Деминга. Книга 1/ Пер. с англ. Тольятти: Городской
общественный фонд «Развитие через качество», 1998.
-
Мескон М.Х.,
Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1998.
|