Каталог статей

Чернышева С.В., Боднар А.В., Нехорошева В.А.
Автомобильно-дорожный институт ГВУЗ «ДонНТУ»

Виртуальный шопинг в Украине

Интернет больше не является нишевой технологией. Это масс-медиа и неотъемлемая часть современной жизни. Практически невозможно найти такого аспекта современной жизни человека, который бы в той или иной мере не был бы затронут Интернетом. Неудивительно, что по мере того, как наши жизни становятся все более фрагментированными и суматошными, потребители всем чаще обращаются к непревзойденным по удобству онлайновым инструментам для исследования товаров, услуг и покупок.

Число покупателей Интернет-магазинов за последние два года выросло на 40%, причем наиболее быстрыми темпами растут такие сектора онлайновой торговли, как одежда и обувь. Все больше украинцев не желают терять время на то, чтобы ходить по магазинам, или же стоять в очередях. Книги, компьютеры, одежда, обувь, продукты питания, косметика, парфюмерия – это и другое активно покупают в Интернете. А самые популярные виртуальные товары в Украине – бытовая техника, компьютеры, мобильные телефоны. Остальные направления торговли значительно отстали от области электроники, поддержанной растущим как на дрожжах количеством магазинов и покупателями, выбирающими себе технику в обычных супермаркетах, а потом заказывающими ту же модель дешевле в Интернет-магазине. Покупать в сети удобнее, доступнее, быстрее, но и рискованнее – пойматься на крючок мошенников в виртуальном магазине легче, чем в обычном [2].

Исследованиями в этой сфере занимались Джонатан Карсон, Брюс Пол, Ольга Белова, Андрей Хромов, Владимир Паниотто и др.

Согласно исследованиям, проведенным в 2009 году, 42% пользователей ежемесячно совершают покупки через Интернет, а на сегодняшний день этот показатель увеличился еще в несколько раз.

Статистика Интернет-магазинов представлена в приведенной ниже таблице.

Таблица – Количество электронных магазинов

Год

Количество магазинов, шт

Категории

2000

100

«Товары и услуги»

2001

110

«Е-коммерция»

2008

443

«Интернет-магазины»

2009

900

«Интернет-магазины»

2010

1500

«Интернет-магазины»

Каждый пятый украинец до 45 лет покупает товары через всемирную сеть Интернет. Целевая аудитория Интернет-покупателей – это городская молодежь в возрасте от 18 до 25 лет. Возраст – это показатель, который драматически влияет на количество пользователей Интернета. Зависимость такова: чем старше человек, тем меньше он пользуется Интернетом. То есть, с возрастом количество пользователей просто очень быстро падает. Однако в этом году должно начаться более резкое увеличение количества пользователей Интернета. И кроме молодежи, к Интернет-шопингу будут приобщаться и пожилые люди.

В Европе покупки через Интернет пользуются большей популярностью, чем в Украине. В Италии объем онлайновых продаж скоро достигнет 6500 млн евро в год. Там покупают преимущественно туристические путешествия, билеты, книги, музыкальные диски, видеофильмы, одежду, часы, компьютерные программы, мебель и т.д. Услугами электронных магазинов в Италии чаще пользуются мужчины, чем женщины, а также молодые люди 24-34 лет и каждый пятый пенсионер [2].

Наибольшее число пользователей (99%) делают покупки в онлайновых магазинах в Южной Корее. В Великобритании, Германии и Японии их доля составляет 97%, а в Украине – 34%.

Оплату осуществляют чаще всего через кредитные и другие платежные карточки. А кто опасается давать номер кредитной карты, прибегает к безопасной платежной системе онлайн PayPal. Зарегистрировавшись в системе, можно осуществлять платежи прямо через собственный электронный адрес, положив на депозит определенную сумму. Денежные переводы контролируются непосредственно системой PayPal, поэтому никто не может знать финансовой информации пользователей и украсть деньги с электронного счета.

В случае, если покупка онлайн не удалась или возникли проблемы с оплатой, существуют Интернет-сайты при региональных торговых палатах, через которые предоставляют соответствующие консультации и советы.

Причиной возрастающей популярности Интернет-магазинов можно назвать то, что онлайн торговля обладает рядом значимых преимуществ. Во-первых, потенциальный покупатель избавляется от многочасовых походов по магазинам, простаивания в очередях и пробках. Для того чтобы найти тот или иной товар не надо стоять в очередях, вы можете даже не покидать удобного кресла перед компьютером. Достаточно просто ввести в поисковой системе соответствующий запрос, назвать бренд интересующего производителя или категорию товара. Оформить покупку можно в любое время дня и ночи.

Помимо традиционных скидок, посетители виртуальных магазинов нередко получают дополнительные приятные бонусы, к примеру, возможность скачать покер, установить полезную программу, посмотреть рекламу товаров и т.д.

Многочисленных сетевых покупателей привлекают цены, которые на порядок ниже, чем на рынках. Специфика работы Интернет-магазинов, а именно отсутствие необходимости платить за аренду торговой площади и нанимать большое количество персонала, позволяет продавать товары без лишней накрутки. Важно отметить, что налаженная система доставки делает Интернет-магазины доступными для жителей любых регионов, вне зависимости от страны проживания.

Значительным преимуществом, которым обладает онлайн-шопинг, является ассортимент разноплановых товаров.

Большую роль в посещаемости магазина играет дизайн сайта. Он должен быть максимально привлекательным и функциональным. Оптимальную удобную навигацию по ресурсу обеспечивает распределение ассортимента по категориям. Для потенциального покупателя важно, что он может прочитать качественное описание всех товаров, посмотреть фото, а при необходимости связаться с консультантами [1].

Онлайн-шопинг, давно ставший нормой на Западе, стремительно набирает обороты в Украине. Однако украинский покупатель относиться к отечественным Интернет-магазинам с опаской, и его недоверие вполне обосновано. И все же не стоит отказываться от покупок в Интернете полностью, ведь как правило, это значительная экономия времени и средств.

Литература

  1. Козье Д. Электронная коммерция/ Пер. с англ. М., 1999.
  2. Массовая культура: современные западные исследования: Пер. с англ Отв. ред. и предисл. В.В. Зверевой; Послесл. В.А. Подороги. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005, 339 с.