Каталог статей |
Жерновая Э.В. Мировой опыт и перспективы развития государственно-частного партнерства в инвестиционной сфере УкраиныГлубокие политические, экономические и социальные преобразования последних двух десятилетий в странах с переходной экономикой, интенсивные процессы глобализации в современном мире создали почву для консолидации усилий власти и бизнеса в решении задач удовлетворения потребностей населения в широком спектре услуг, традиционно являвшихся сферой ответственности органов государственной власти и местного самоуправления. Возникшие на этом пути проблемы потребовали комплекса мер, выходящих за рамки компетенции и финансовых возможностей государственного и частного секторов и привели к появлению нового феномена экономической жизни - государственно-частного партнерства (ГЧП). Государственно-частное партнерство основывается с целью обеспечить финансирование, планирование, исполнение и эксплуатацию объектов, производств и предоставления услуг государственного сектора. Его ключевыми особенностями являются: долгосрочность обеспечения и предоставления услуг (иногда сроком до 30 лет); передача рисков частному сектору; многообразие форм долгосрочных контрактов, заключаемых юридическими лицами с государственными и муниципальными структурами [3]. Мировой опыт позволяет выделить различные типы ГЧП, создаваемые в силу разных причин, покрывающие широкий круг рыночных сегментов и отражающие разного рода потребности государства в услугах инфраструктуры. Основными типами государственно-частного партнерства являются: институциональное ГЧП, которое охватывает все формы совместных предприятий между государственными и частными участниками; и контрактное ГЧП. При этом наиболее распространенными видами контрактных ГЧП являются концессионные и частная финансовая инициатива (ЧФИ). Концессии представляют собой контрактную организацию, при которой государственный сектор передает объект (недвижимость) или право оказывать услугу частному предприятию, которое осуществляет управление ГЧП в течение определенного периода времени, реализуемые услуги оплачиваются потребителями. По схеме ЧФИ (так называемая «теневая концессия») контракты по государственным услугам и работам, финансируемые частным сектором, охватывают те же элементы, но по практическим соображениям обычно оплачиваются не потребителями, а государством, например, общественное освещение, больницы, школы, дороги с «теневой оплатой», когда плата за пользование зависит от объема перевозок и производится государством по фиксированным ставкам. В рамках всего спектра возможных моделей, ГЧП может быть классифицировано по масштабу вовлеченности государственного и частного секторов и степени распределения рисков. Пример упрощенной классификации моделей государственно-частного партнерства (Канадский Совет по ГЧП) приведен в нижеследующей диаграмме (Рис. 1.).
Рис.1. Виды государственно-частного партнерства: распределение рисков и вовлечение частного сектора [3] Правовые основы для развития ГЧП в Украине существуют с 1999 г. (принятие Законов Украины «О концессиях», «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог», «О соглашениях о распределении продукции», «Об аренде государственного и коммунального имущества» и др.; принятие в 2008 г. Закона Украины «Об общих основах развития государственно-частного партнерства в Украине»). Принятие Закона Украины «О государственно-частном партнерстве» от 1 июля 2010 года N 2404-VI окончательно определило организационно-правовые основы взаимодействия государственных и частных партнеров и основные принципы государственно-частного партнерства на договорной основе [1]. Выделяют три формы взаимодействия государства и частного сектора [2]:
Для Украины на данном этапе развития характерной является инвестиционная форма партнерства. В настоящее время органы государственной власти сталкиваются с «дефицитом инфраструктуры» в виде перегруженных дорог, плохо обслуживаемых трасс и рекреационных объектов, ухудшения состояния школ, больниц, водопровода и систем очистки воды и других объектов инфраструктуры, которые либо отсутствуют, либо изношены, либо требуют срочного ремонта. Такие проблемы оборачиваются значительными потерями для общества, начиная от сокращения рождаемости и снижения конкурентоспособности до увеличения несчастных случаев, проблем со здоровьем населения и снижения продолжительности жизни. Одних налоговых поступлений для решения инфраструктурных проблем недостаточно. Инфраструктура включает автодороги, железные дороги, больницы, школы и многое другое, что оказывает прямое воздействие на жизнь граждан. В Украине существует острая потребность «оздоровить» существующую инфраструктуру, созданную десятки лет назад. В данном плане перспективным является развитие моделей ГЧП, представленных на рис.1, с привлечением негосударственных форм их финансирования. В мировой практике частный сектор обеспечивает финансирование государственно-частного партнерства, которое отличается как от государственного, так и от корпоративного. ГЧП за рубежом могут частично или полностью профинансированы за счет получаемых доходов инвестициооного проекта– проектное финансирование. Проектное финансирование основывается на следующих положениях:
Использование данных моделей финансирования инвестиций в ГЧП, вовлечение в них банковских структур, инвестиционных фондов, лизинговых компаний и других участников увеличит предложение инвестиционных ресурсов и ускорит процессы формирования современной социально-экономической инфраструктуры в Украине. Литература:
|