Каталог статей |
Верещагина Е.В. Чернявский Е.В. Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина Мотивация студентов в системе управления знаниямиРеформирования образования в Украине, сделало необходимым повсеместное использование и применение информационно-коммуникационных технологий в процессе профессионального обучения. Необходимым условием успешной мотивации студентов в учебном процессе является эффективное учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы с использованием информационных технологий. Актуальность решения этой проблемы настоятельно требует пересмотра сложившейся практики организации обучения студентов на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий. В современных условиях информатизации общества и педагогической системы проблема мотивации студентов переходит на качественно новый уровень. Учитывая сложившую конкурентную среду в реализации образовательных услуг, нужно уделять особое внимание мотивационному фактору познания знаний студентами, определить методы, механизмы и инструменты процесса обучения и воспитания. В последнее время в образовательных учреждениях широко используются информационно - коммуникационные технологии (ИКТ). Данное явление способствовало интенсивному развитию учебного программного обеспечения, которое позволяет успешно решать многие задачи современной образовательной системы: разнообразие форм представления учебного материала, доступность образования, использование новых технологий и методов образования и многие другие. Следует заметить, что в области образования ответом на принципиально новые вопросы, возникающие в связи с изменением обстановки во всём мире, может стать использование ИКТ. Процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию технических и дидактических потенциалов информационных технологий для развития личности обучаемого, развития способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разработки стратегий поиска как учебных, так и практических задач. Необходима активная познавательная, самостоятельная мыслительная деятельность, владение способами познавательной деятельности, их совокупностью. В связи с этим можно выделить дидактические возможности информационной мотивации в организации познавательной деятельности студентов:
Мотивация учебно-познавательной деятельности студентов оказывает общее стимулирующее воздействие на протекание мыслительных процессов, становится источником интеллектуальной активности; мобилизует творческие силы на поиск и решение задач, положительно влияет на качество знаний, их глубину и действенность, широту и систематизацию. [3, с 224] Влияние мотивации на познавательную деятельность приобретает все новые «очертания», так как в сегодняшнем мире эскалации внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование, студенты все чаще видят мотивационный фактор получения знаний, умений и навыков любых дисциплин на основе постоянного использования ИКТ на занятиях, тем самым, удовлетворяясь учением. Удовлетворенность учением зависит от степени удовлетворенности этой потребности. Эта потребность заставляет студентов больше концентрироваться на учебе, и в то же время повышает их социальную активность и знания в информационной среде. Развитие познавательного интереса проходит три наиболее общих этапа:
Эффективным средством активизации познавательной деятельности студентов является новизна методов обучения, вовлеченность студентов в его экспериментальную форму. Познавательную мотивацию рекомендуется формировать на основании следующих принципов [2, с 142]:
Мотив обучения должен лежать внутри самой учебной деятельности. Достичь этого можно двумя путями. Первый и самый важный – сделать процесс обучения максимально интересным для студента, приносящим ему удовлетворение и даже удовольствие; помочь студенту сформировать такие мотивы и установки, которые позволят ему испытывать удовлетворение от преодоления внутренних и внешних препятствий в учебной деятельности. [1, с 184] На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; состояние здоровья; возраст; уровень довузовской подготовки; мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; престижность вуза, индивидуальные психологические особенности студентов. Все рассмотренное выше свидетельствует об актуальности использования информационно-коммуникационных технологий в различных аспектах образовательного процесса, так как свидетельствует о повышении познавательной мотивации студентов в процессе обучения и воспитания. Литература:
|