Каталог статей

Ангелина И.А., Синаторова Т.П.

Донецкий национальный университет экономики и торговки имени И.М. Туган-Барановского

Особенности Public Relations в сфере аудиторских услуг

Аудиторская профессия по своей сути является инструментом общественного контроля. Через аудиторов общественность должна достоверно узнавать, чем же на самом деле занимается бизнес — в цифрах, в показателях. Основные ценности, которые лежат в основе профессии аудитора — честность, открытость и конфиденциальность.

Актуальность данного исследования состоит в сложной стратегии продвижения аудиторской профессии. Так как для любой аудиторской компании главным является желание добиться такой степени доверия общества, чтобы было достаточно одного упоминания торговой марки как гаранта качества.

Целью статьи является выявление особенностей профессии аудитора для создания эффективной рекламы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Предоставить ряд задач аудиторским фирмам для создания эффективной рекламы
  2. Выявить главные особенности рекламирования в сфере аудиторских услуг
  3. Выбор методов и PR-инструментов

Для того чтобы создать хорошую рекламу аудиторской фирме необходимо пройти ряд задач: сначала найти клиента, потом понять, что ему нужно, придумать идею, убедить его выбрать именно ее, потом не дать погубить ее в процессе воплощения. В реальной жизни многим не удается преодолеть все те сложности, которые возникают при продвижении аудиторских услуг. На этом пути существует масса потенциальных проблем: неинтересные задачи, неадекватные клиенты, бесталанные сотрудники, некачественные идеи, отсутствие денег, отсутствие времени, отсутствие места в макете для размещения необходимой информации и т.д. Поэтому рекламных агентств и клиентов в стране сотни, а качественные креативные решения систематически создают лишь считанные Клиенты и Агентства. [1]

Существует ряд особенностей в рекламировании аудиторской компании.

Не допускаются реклама и публикации, противоречащие профессиональной этике аудиторов. Аудиторы обязаны воздерживаться от участия в различного рода сравнительных исследованиях и рейтингах, результаты которых предполагается публиковать для всеобщего обозрения, а также от оплаты услуг журналистов, публикующих благоприятную информацию о них.

Большое значение имеет репутация. Достаточно одного скандала, в котором аудиторская фирма замешана напрямую или косвенно, чтобы растерять всех клиентов.

Сфера аудита консервативна не меньше банковской. Яркие и чересчур креативные решения могут оттолкнуть потенциальных клиентов. Уж слишком несолидно выглядят попытки привлечь к себе внимание таким образом. Консервативность и умеренность касается и тех, которые готовы комментировать аудиторские компании. Как правило, они стараются воздерживаться от проблем, носящих политический оттенок, не светиться рядом со скандалами.

Сама профессия аудитора незаметна для основной массы населения. Аудиторские фирмы в своей работе контактируют с узкой группой лиц: финансовый отдел, бухгалтер, генеральный директор. Основная часть сотрудников компании-клиента в лучшем случае может знать, что эта компания регулярно проходит аудиторскую проверку. Кроме того, на выходе аудиторские компании имеют продукт, большая часть которого строго конфиденциальна.

Политические и прочие консультанты часто приглашаются экспертами в телевизионные программы. Аудиторы редко появляются на телевидении. [2]

Впрочем, громкие дела привлекают внимание и вызывают определенный интерес к профессии, хоть и со скандальным оттенком.

Аудиторов сложно застать на рабочем месте. А иные эксперты-спикеры просто неуловимы. Специфика профессии такова, что специалисты часто работают на выезде, а потому не всегда легко доступны.

Надо сказать, что хоть прямая реклама и является малоэффективной в сфере аудита, но в некоторых случаях она может обеспечить положительный эффект. Если определенного уровня узнаваемости нужно достичь в сжатые сроки, а компания «широко известна лишь в узких кругах», реклама может стать катализатором, выступая как дополнительное средство.

Очень удачным следует считать размещение рекламы «в контексте». Имеется в виду покупка модулей в прессе и Интернете во время публикации профессиональных рейтингов. Рейтинги — это цифры, а цифры выглядят солидно и вызывают доверие. Место в рейтинге часто говорит потенциальным клиентам больше, чем членство в экспертном совете нескольких специализированных изданий. То есть продукт PR, а в рейтингах — упрямые факты.

Статус эксперта можно также подтвердить, проводя семинары и участвуя в конференциях. Так вы демонстрируете, что не только говорите о своем профессионализме, но и работаете.

Перечисленные методы — это классика, к ним прибегает большинство компаний, стремящихся присутствовать в информационном поле. Эти инструменты обеспечивают некий стабильный уровень информационного присутствия. Однако не помешало бы на этом фоне провести несколько ярких акций, которые позволили бы на время приковать внимание именно к вашей аудиторской фирме: провести горячую линию, семинар, мастер-класс.

Можно организовать акцию, направленную на привлечение внимания к какой-либо проблеме культурного характера. В выборе проблемы, естественно, можно руководствоваться собственными предпочтениями: балет, драматический театр, опера, живопись, джаз и пр. В принципе консервативной сфере аудита больше соответствует классика. Но по большому счету ограничений никаких нет. Сама акция тоже может быть любой: будь то посадка деревьев в пользу чего-либо или что бы то ни было еще.

Также к распространённым PR-инструментам относятся такие методы как деятельность, направленная на повышение авторитета собственной отрасли, спонсорство и благотворительность. [3]

В ходе исследования проблемы можно сделать следующий вывод: сфера аудита консервативна в плане выбора инструментов PR-поддержки. Многие компании не занимаются информационной работой в принципе, что не мешает им занимать высокие места в рейтингах и находить новых клиентов. Большинство пользуются лишь стандартным набором методов. Очень немногие позволяют себе выделяться: комментируют острые темы и демонстрируют наличие политической позиции, что не характерно для основной массы компаний в этой отрасли.

На сегодняшний день тема рекламы остаётся перспективной, так как поле для работы по повышению разнообразия PR-инструментария в области аудита достаточно широко. Методы, в настоящее время использующиеся в данной сфере, малоразнообразны и скудны. Они хороши, но не позволяют добиться ощутимых результатов быстро. Для этого нужно суметь остаться в границах солидности, но предложить нечто новое.

Список литературы:

  1. Гончарук Я.А. Аудит: учебное пособие – 3 тье изд., – К.: Знания, 2007. –
  2. Дорош Н.И. Аудит: теория и практика: учебное пособие – К.: Знания, 2006
  3. Сопко В.В., Верхоглядова Н.І. Організація і методика проведення аудиту – К.:Знання-2008