Каталог статей |
Жабин И.И. к.э.н. Пяткин В.В. Московский государственный университет приборостроения и информатики, Россия Формирование образовательного комплекса в малых городах РоссииВ большинстве малых городов России услуги высшего профессионального образования оказывают несколько вузов, при этом, часто по одним и тем же специальностям и направлениям. Также на рынке образовательных услуг малых городов присутствуют средние профессиональные учебные заведения с похожими специальностями и направлениями подготовки В этих условиях необходимо рассмотреть механизмы управления образовательными услугами вузов малых городов в условиях функционирования этих вузов как единого образовательного комплекса. Образовательный комплекс рассматривается как система образовательных учреждений, способная концентрировать ресурсы в интересах удовлетворения разнообразных образовательных потребностей населения с одной стороны, и обеспечивать развитие экономики и социальной сферы своей территории – с другой [19]. Используя существующие модели формирования образовательных комплексов [19], рассмотрим процесс создания и функционирования образовательного комплекса высших учебных заведений в условиях малого города. Рассмотрим два случая: Первый – вузы в малом городе являются независимыми образовательными учреждениями, проводят обучение по совпадающим специальностям и направлениям подготовки и никаким образом не координируют свою деятельность на рынке образовательных услуг. Второй - образовательные услуги в малом городе оказывает единый образовательный комплекс, состоящий из нескольких образовательных учреждений различного уровня, основой которого является высшее учебное заведение (филиал высшего учебного заведения). Подобное объедение образовательный учреждений может существовать в рамках единого юридического лица, а также в форме независимых юридических лиц, проводящих единую образовательную политику, согласующих свои действия на рынке образовательных услуг по вопросам номенклатуры специальностей, форм обучения и ценовой политики. Рассмотрим
поведение i-го вуза. Он
устанавливает цену Задача максимизации собственной прибыли i-го вуза выглядит следующим образом:
где Каждый вуз, решая задачи максимизации собственной прибыли, вынужден прогнозировать поведение оппонентов и реакцию потребителей образовательных услуг. В итоге сложится равновесие цены – стоимость обучения по j-ой специальности будет равна цене в упорядочении вузов по возрастанию затрат на обучение по данной специальности. В результате в условиях свободной конкуренции j-ю специальность будет реализовывать только те вузы, удельные затраты которых на обучение по данной специальности минимальны. При этом нет никаких гарантий удовлетворения спроса на образовательные услуги. Если цена на обучение по j-ой специальности фиксирована, то каждый вуз будет проводить набор только по тем специальностям, которые являются при заданной цене прибыльными. Рассмотрим, что произойдет, если все вузы объединятся в образовательный комплекс. При
условии, что установлена фиксированная цена
При сравнении задач максимизации прибыли для первого и второго случая можно сделать вывод: суммарный спрос на образовательные услуги, удовлетворяемый образовательным комплексом малого города, не ниже суммы спросов на образовательные услуги, удовлетворяемых в равновесии независимыми вузами, входящими в образовательную сеть малого города. Если добавить условие полного удовлетворения спроса на образовательные услуги, к задаче максимизации прибыли добавится система ограничений:
Если учитывать территориальное расположение малого города, то задача максимизации прибыли образовательного комплекса высших учебных заведений малого города будет выглядеть следующим образом:
Таким образом, предпосылками создания (и роста) образовательных комплексов являются: Рассмотренная выше модель формирования и роста образовательного комплекса может применяться не только для случая, когда в малом городе присутствуют несколько вузов, но и для случая, когда в малом городе есть только одно высшее учебное заведение и одно или несколько средних профессиональных учебных заведений, оказывающих образовательные услуги по профилю вуза. Эти средние профессиональные учебные заведения должны быть объедены с вузом в единый образовательный комплекс. Литература:
|