Каталог статей

Недеря А.С.
Научный руководитель: Панчук А.С.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Электронная коммерция в Украине

Среди всех областей деятельности человека сегодня наиболее активно развиваются информационные технологии. И основа всей системы работы с информацией является интернет. Каждая компания создает свой собственный сайт, каждый человек заводит десятки страничек на разных нтернет-ресурсах. Все они и создают ту самую аудиторию, которая наполняет интернет жизнью и, конечно же, деньгами. А туда, где есть аудитория и возможность заработать приходит бизнес. [1]

Начиная с середины 90-х годов во всем мире наблюдается рост активности в области онлайновой торговли. Вслед за крупными компаниями, производящими компьютерное оборудование в cеть стали выходить торговцы традиционными товарами.

Электронная коммерция - это процесс зарабатывания денег с использованием интернет-технологий, или это такая форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации. Термин "электронная коммерция" объединяет в себе множество различных технологий, в числе которых - EDI (Electronic Data Interchange - электронный обмен данными), электронная почта, Интернет, интранет (обмен информацией внутри компании), экстранет (обмен информацией с внешним миром). Таким образом, электронную коммерцию можно характеризовать как ведение бизнеса через Интернет.

Системы электронной коммерции можно разделить на два класса - системы для организации розничной торговли и системы для взаимодействия с деловыми партнерами (системы бизнес для потребителя и бизнес для бизнеса).

Имеется множество преимуществ, вот лишь некоторые из них:

  • значительно увеличивается оперативность получения информации, особенно при международных операциях;
  • значительно сокращается цикл производства и продажи, т.к. больше нет необходимости каждый раз вводить полученные документы, к тому же снижается вероятность возникновения ошибок ввода;
  • значительно снижаются затраты, связанные с обменом информацией за счет использования более дешевых средств коммуникаций;
  • использование интернет-технологий электронной коммерции позволяет компании стать более открытой по отношению к клиентам;
  • позволяет легко и быстро информировать партнеров и клиентов о продуктах и услугах;
  • позволяет создавать альтернативные каналы продаж, например, через электронный магазин на корпоративном сайте.

История электронной коммерции насчитывает всего около двух десятилетий интенсивного развития, что по сравнению с историей других отраслей экономики кажется малозначительным промежутком времени. Своим рождением первые системы и методы электронной коммерции обязаны появлению технологий автоматизации продажи авиабилетов, банковких операций, пластиковых карт и построению автоматизированных систем управления ресурсами предприятий.

Началом эпохи электронной коммерции можно считать 1960 г., когда компании American Airlines и IBM приступили к созданию системы автоматизации процедуры резервирования мест на авиарейсы – SABRE (Semi-Automatic Business Research Environment – полуавтоматическое оборудование для коммерческих исследований). Это был первый опыт создания системы электронной коммерции. [2]

Сейчас в Украине существует 5707 интернет магазинов. [3] И, согласно результатам исследования, проведенного компанией «GFK Украина» по заказу «Украинской ассоциации интернет-рекламы» (УАИР), количество пользователей Интернета осенью 2009 г. составило 8 млн 250 тыс. уникальных пользователей. Этот показатель на 1 млн 613 тыс. больше аналогичного показателя осени-2008. При этом наибольшая динамика прироста аудитории наблюдается в городах с населением 50-100 тыс. жителей – рост за год составил +14%. Также в 2009 г. Интернетом пользуются гораздо активнее – дневной охват в текущем году составил 31% жителей Украины в городах с населением от 50 тыс. (включая милионники) против 18% в 2008 г.

Таким образом, несмотря на непростой кризисный период, украинцы не отказывают себе в новом канале коммуникации и стремительно его осваивают, что свидетельствует перспективах роста интернет-рынка и на 2010 год.

УАИР с 2008 г. выступает заказчиком исследования украинской аудитории Интернета, которое проводится компаниями GfK Ukraine и Gemius. Данные Gemius корректируются на базе опросов, проводимых GfK Ukraine. [4]

Литература:

  1. rucommers.ru/
  2. e-commerce.psati.ru/index.php
  3. topshops.com.ua/rating.php
  4. [сылка более недоступна}