Каталог статей

Харьковская Л.В., Калиненко Н.А.

Необходимость реформирования системы местного налогообложения

В статье ведётся речь о роли местных налогов и сборов в работе системы регионального самоуправления, рассмотрены некоторые вопросы реформирования системы местного налогообложения в Украине, определена объективная необходимость её реформирования.

Введение. Налоги в жизни человека, как и общества в целом, всегда вызывали гамму негативных эмоций вследствие противоречия относительно понимания их экономической целесообразности и назначения. Для этого есть весомые основания. На протяжении многих веков налоги были орудиями достаточно жестких и жестоких форм перераспределения национального богатства, в том числе, в интересах отдельных представителей правящей элиты и политических авантюристов.

Местные налоги и сборы являются составной частью системы налогообложения и налоговой системы государства в целом. Они гарантируют финансовую поддержку при проведении таких важных для районов, городов, поселков решений, как управление, образование, здравоохранение, социальная защита и социальное обеспечение, культурно-образовательные программы.

Постановка задачи. В обеспечении единства государства и развития экономических реформ и преобразований, велика роль местного самоуправления. Его эффективность во многом зависит от того, какие бюджетные ресурсы получают в свое распоряжение местные власти. Сегодня комплекс вопросов, связанных с состоянием налоговой системы Украины, ее возможностями полноценной реализации своих функций, приобретает первостепенное значение, как для большинства предприятий и граждан налогоплательщиков, так и для самого государства. Необходимость изъятия в пользу государства части полученных с таким большим трудом средств, всегда воспринималась очень болезненно, особенно на современном этапе.

Местные налоги и сборы являются составной частью системы налогообложения и налоговой системы государства в целом. Сущность их состоит в том, что государство, заботясь о развитии общества, для своего функционирования должно иметь определённые финансовые ресурсы, которые бы обеспечивали деятельность на общегосударственном и местных уровнях. Вся система финансирования производственной и социальной инфраструктуры, коммунально-бытового обслуживания населения, подготовки и переподготовки рабочей силы, осуществления мер по благоустройству, обеспечение санитарного контроля территорий и экологически чистой окружающей среды, осуществляется через местные органы государственной власти [1, с.6].

В настоящее время большинство местных органов власти не имеет самостоятельного с экономической точки зрения бюджета, а значит, не располагают возможностями действенно осуществлять свои полномочия.

Результаты. На Украине местные налоги и сборы были введены и регулируются Декретом Кабинета Министров «О местных налогах и сборах» от 20.05.1993 г. № 56-93(с изменениями и дополнениями). Эффективность структурных изменений и общее состояние развития на местах во многом зависит от того, какие бюджетные ресурсы получат в свое распоряжение местные органы государственной власти и через какие финансовые рычаги это осуществляется.

Основными способами обеспечения финансовыми ресурсами на местах являются доходы местных бюджетов и источники их формирования.

Своевременное пополнение доходной части, как государственного бюджета Украины, так и местных бюджетов, является базой развития экономики государства и гарантий социального обеспечения населения. Важная роль в этом процессе отведена налоговым поступлениям, как одному из источников пополнения бюджетов всех уровней. Налоги являются регулятором перераспределения валового внутреннего продукта, они ощутимо влияют на экономические процессы, как в государстве в целом, так и в регионах.

Влияние системы налогообложения на развитие экономики и размер бюджетных поступлений зависит от финансово-хозяйственной деятельности предприятий. С одной стороны, налоговое давление должно быть умеренным, а с другой – налоговые поступления должны быть стабильными и давать возможность государству выполнять свои функции.

Сегодня, несмотря на достаточное количество местных налогов и сборов, их влияние на формирование местных бюджетов не значительно. Количество в данном случае не перешло в качество.

Как правило, местные налоги и сборы не играют решающую роль в формировании консолидированного и местных бюджетов. Они выступают как дополнительные источники финансирования, которые дополняют поступления от общегосударственных налогов, сборов (обязательных платежей) в Государственный и местные бюджеты. Переход регионов на местное самоуправление и самофинансирование требует создания соответствующей системы финансирования регионального хозяйства.

Поэтому объективно растет роль и значение системы местных налогов и сборов (обязательных платежей) в современных условиях.

Динамика и состояние поступлений средств в местные бюджеты за счет местных налогов, сборов (обязательных платежей) свидетельствует об их низком удельном весе по сравнению с доходами государственного бюджета [2, с.59].

Проведенный анализ нормативных документов относительно местных налогов и сборов свидетельствует о том, что на сегодняшний день в Украине не существует единой законодательной базы определяющей: плательщиков местных налогов и сборов, объектов налогообложения и ставок местных налогов и сборов.

Так, например Статьей 15 Закона Украины «О системе налогообложения» определено, что местные налоги сборы (обязательные платежи), механизм их взимания и порядок уплаты непосредственно устанавливают сельские, поселковые, городские советы в соответствии с перечнем и в рамках предельных размеров ставок, определенных законами Украины.

В тоже время Декрет Кабинета Министров Украины «О местных налогах и сборах» от 20.05.1993 г. № 56-93 с дополнениями и изменениями, определяет плательщиков, фиксирует объект налогообложения и устанавливает предельные размеры ставок.

Следовательно, нормы Декрета являются только законодательной основой для введения на территории конкретной административно-территориальной единицы того или иного местного налога или сбора.

Практически, местный налог или сбор вводится решением сельского, поселкового или городского советов, в которых уточняются: плательщики местных налогов и сборов, объект налогообложения, размеры ставок и конкретные сроки уплаты, механизм поступления в местные бюджеты, какие органы ведут учет плательщиков и несут ответственность за взимание налогов (сборов) и перечисление в местный бюджет.

В тоже время, ст. 18 Декрета Кабинета Министров Украины «О местных налогах и сборах» (так же, как и частью третьей ст. 15. Закона Украины «О системе налогообложения») ограничивает полномочия органов местного самоуправления. То есть, названные органы в пределах своей компетенции имеют право вводить льготные налоговые ставки, полностью отменять отдельные местные налоги и сборы или освобождать их от уплаты определенные категории плательщиков, а также предоставлять отсрочки в уплате местных налогов и сборов в бюджет.

Однако органы местного самоуправления не могут превышать своих полномочий и должны действовать только в рамках указанного Декрета, т.е. они имеют право:

  • устанавливать ставки налога ниже, а не выше;
  • сужать базу налогообложения, а не расширять.

На практике иногда все несколько иначе. Некоторые основополагающие принципы, установленные Декретом, в решениях органов местного самоуправления подвергаются значительным, иногда противоречащим Декрету трансформациям, что свидетельствует о превышении местными советами своих полномочий, в связи с чем, возникают нюансы в определениях: плательщиков местных налогов и сборов, объектов налогообложения и ставок.

В бюджетной системе Украины, как было сказано выше, важное место занимают местные бюджеты. Доходы местных бюджетов формируются за счет части общегосударственных налогов, местных налогов и сборов. Значение налогов и сборов, которые перечисляются в местный бюджет огромно. Именно с местных бюджетов финансируются наиболее жизненно важные объекты социальной сферы. Это детские сады, школы, учреждения охраны здоровья и т. д.

Несмотря на то, что сумма поступлений местных налогов и сборов невелика, они являются сегодня одними из основных источников обеспечения нормального финансового климата регионов, городов, населенных пунктов [6, с.54] .

Переход регионов на местное самоуправление и самофинансирование требует создания адекватной системы финансирования регионального хозяйства. Поэтому необходимо пересмотреть роль и значение системы местных налогов и сборов.

Существующее налоговое законодательство в Украине, на данном этапе, требует урегулирования и приведения в соответствие некоторых норм действующих законодательных актов, которые позволят усовершенствовать налоговое законодательство и привлечь дополнительные средства в бюджет.

С целью повышения роли местных налогов и сборов в формировании местных бюджетов и в связи с неоднозначностью определения некоторых норм действующего законодательства, были внесены качественные изменения в нормативно-правовую базу, регламентирующую все финансовые право отношения с бюджетом, возникающие на уровне местных органов власти. Такие изменения гарантирует теперь Налоговый кодекс Украины, который вступил в силу, несмотря на то, что принятие его всячески тормозилось: противники его принятия, акцентировав внимание на его недоработках, умело трансформировали спорные вопросы из финансово-экономической плоскости в сугубо политическую.

Выводы. Изучив местные налоги и сборы можно судить о том, какую роль они играют в системе налогообложения и в формировании местных бюджетов.

Система местных налогов и сборов, как и налоговая система в целом, нуждается в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления, а с другой, служить инструментом местной социально-экономической политики, направленной на выполнение задач стабилизации экономики и развития регионов. Формирование доходной части бюджета должно основываться на местных налогах независимо от их удельного веса в структуре налоговых доходов.

В процессе принятия Налогового кодекса Украины учтены основные принципы распределения местных налогов и сборов с учетом социальной значимости для данной территории, а также понятности для налогоплательщиков.

В стране должна быть создана единая система местного налогообложения, построена на общих принципах и методологии взимания, поскольку местные налоги нельзя отрывать от всей системы налогообложения.

Имея стабильную налоговую систему, местные органы самоуправления смогли бы увеличить финансирование из местного бюджета на: здравоохранение, образование, социальные выплаты и социальную защиту, строительство и др. То есть, именно местные налоги и сборы есть сегодня одним из главных для обеспечения нормального финансового климата в регионе. А то, что их поступления составляют не значительные суммы, не уменьшают их роль в формировании доходной части бюджета.

Литература

  1. Азаров Н. Я. О налогах и сборах населению Украины: Учебное пособие.- К. 2000 г.;
  2. Биленчук П.Д., Задояный М.Т. Местные налоги и сборы: правовое регулирование. Учебное пособие. – К., 1999 г.;
  3. Бюджетний кодекс України, №2542-III, від 21.06.2001 року зі змінами/ Голос України. – 2003. - №64. – с.3-23.
  4. Горохов В. П. Рыночный сбор.- К.: Ред. журн. «Вестник налоговой службы Украины», 2004. – 64 с.;
  5. Павлюк К.В. Формування доходів місцевих бюджетів // Фінанси України. – 2006. - №4. – С.24-37.
  6. Чиж В. И., Чернякова Т.М., Бондаренко О.В. Налоги и налогообложение в Украине. Учебное пособие – Луганск: изд-во ВУНУ 180с.