Каталог статей

Нестеренко Л.А., Мальцева В. Б.

Современный PR в условиях кризиса

В соответствии с одной из ведущих (но не единственных) трактовок кризис понимается как чрезвычайное, экстремальное, катастрофическое положение. Когда звучит сигнал SOS и требуется немедленное реагирование, вмешательство, помощь.[1]

Актуальность темы исследования определена формированием в Украине в течение последних двадцати лет новой коммуникационной среды, новых форм коммуникационного обмена, новых коммуникационных потоков, новой области знаний и сферы деятельности. Исходя из реалий современного PR, можно сказать, что в Украине развиваются все виды связей с общественностью.[2]

Отсюда специалиста по коммуникациям должно интересовать то, что в результате некоторого прецедента структура, для которой он работает, попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий – акционеров, политиков, общественных организаций, проживающего поблизости населения. Соответственно, с этими целевыми группами и следует работать PR-специалисту – причем, исключительно в направлении оптимальной интерпретации происходящих вокруг кризиса событий и последующего информационного воздействия на их восприятие людьми.[1]

Реагирование на кризисную ситуацию является важной составляющей PR. Сэм Блек выделял два типа кризисов с точки зрения PR.

Известное неизвестное, под которым понимаются кризисы, которые могут произойти, но неизвестно, произойдут ли они и когда. Например: в силу деятельности, многие предприятия потенциально могут столкнуться с аварией или утечкой ядовитых веществ (например, предприятия нефтехимии, угольные предприятия, транспортные предприятия).

Неизвестное неизвестное – это кризисы и аварии, которые никто не может предупредить. Например: гибель нескольких человек в 1982 году в США, когда преступник добавил цианистый калий в популярное средство «Тайленол», взрыв здания в Торговом Центре в Нью-Йорке, вследствие теракта в 2001 году, наводнение в Германии и Чехии в 2002 году.

Американская «Библия» PR выделяют три типа кризисов:

  1. Внезапный кризис, в случае которого нет времени для исследования и планирования. В этом случае необходимо заранее подготовить общий план действий, чтобы избежать замешательства и задержки в реагировании.
  2. Возникающий кризис, который дает время для исследования и планирования. Например, неудовлетворенность работой сотрудников, перегруженность государственными контрактами. Здесь есть возможность для руководства заранее предпринять определенные действия, чтобы кризис не перешел в завершающую фазу.
  3. Постоянные кризисы, которые могут продолжаться годами и месяцами независимо от усилий по их разрешению.[3]

Во время кризиса происходит предельное обострение деструктивных процессов в деятельности. Кризисное состояние экономики или бизнеса может затронуть практически любую составляющую жизнедеятельности организации, бренда, общества или персоны, происходит предельное обострение деятельных процессов. Однако и в условиях кризиса можно не только решить проблемы, но и создать или найти новые возможные пути развития компании или отдельной персоны. К поиску новых решений по обновлению бизнеса подталкивают как невозможность деятельности в прежних рамках, так и конкретный ущерб, причиненный кризисом.

В качестве антикризисных услуг PR-компании предлагают:

  1. Аналитическое исследование с описанием рисков и проблем бренда, организации или персоны, при наличии которых могут возникать кризисные ситуации.
  2. Разработка комплексного управления рисками и проблемами бренда, организации или персоны.
  3. Разработка стратегии управления репутацией в возникшей кризисной ситуации.
  4. Составление диагностики кризисных ситуаций как текущих, так и потенциальных.
  5. Программирование кризисного реагирования с их разработкой и осуществлением.
  6. Проведение внутреннего анкетирования сотрудников с целью отбора, подготовки и формирования антикризисной команды компании.
  7. Поиски выхода из возникших конфликтных ситуаций и разрешение конфликтов между властными структурами, инвесторами и средствами массовой информации и клиентом.
  8. Локализация и ликвидация последствий пресс-атаки конкурентов.
  9. Проведение всевозможных тренингов по реагированию на кризисные ситуации.[4]

Подводя итог, видно, что все эти правила действенны и для работы с кризисами, и для работы с общественностью, то есть, в кризисной ситуации не следует создавать новых точек борьбы, достаточно разобраться с одной, центральной. Поэтому, когда пиарщики говорят о кризисе, подразумевается нейтрализация потока негативной информации об их клиенте, коррекция этой информации в его интересах и распространение альтернативной информации.

Литература:

  1. Чумиков, А. Н. Кризис вообще или кризис для PR-специалиста: почувствуйте разницу [Текст] / А. Н. Чумиков // Управление информацией в условиях кризиса. – 2001. – с. 1-2.
  2. Утюгова, Т. В. Использование PR-текстов как инструмента влияния на социально-политическую ситуацию в условиях кризиса. [Текст] : : автореф.дис. … канд. ист. наук : 23.00.02 / М., 2008. – 20с.
  3. Почепцов, Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. [Текст] / Г.Г. Почепцов - М.: Рефл-бук: Ваклер, 2005. - 638 с.
  4. Кризисный PR [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные (1800 байт). – Режим доступа : <www.rusarticles.com >.