Каталог статей

Авторы: Михно Е.В., Поповиченко И.В.

Характеристика и анализ методов оценки персонала с учетом особенностей украинских компаний

В Украине методы оценки персонала подразделяются на:

Оценка проводится на каждом этапе работы с персоналом:

  1. Подбор кандидата на вакантную должность.
  2. В ходе прохождения испытания (испытательного срока).
  3. В ходе выполнения текущей деятельности.
  4. Обучение сотрудника (в соответствии с целями компании).
  5. Перевод в другое структурное подразделение.
  6. Формирование кадрового резерва.
  7. Увольнение.

Формализованные системы оценки персонала:

  1. Performance appraisal - оценка эффективности работы, производительности и т.п.
  2. Management by Objectives (MBO) –управление результативностью.
  3. Performance management - не только на оценка результата, но и учет «средств», которыми этот результат достигнут, – личных качеств сотрудников.
  4. Система «360 градусов» - в ходе процедуры оценки опрашиваются коллеги, руководители, подчиненные и клиенты сотрудника; это приводит к снижению субъективизма оценки.
  5. Assessment Center – предполагает комплексную оценку сотрудника по компетенциям и, следовательно, более внимательное отношение к личностным и профессиональным качествам конкретного сотрудника.
  6. Аттестация.

Технология системы оценки «360 градусов»:

Этап 1. Подготовка к оценке.

  • Выбор значимых компетенций для оценки.
  • Определение участников процесса оценки.
  • Разработка опросника 360 градусов.
  • Проведение подготовительной работы с персоналом.

Этап 2. Проведение оценки 360 градусов.

  • Организация анонимного опроса участников оценочной процедуры.
  • Обеспечение конфиденциальности полученной информации.

Этап 3. Анализ и интерпретация полученных данных.

  • Обработка анкет 360 градусов.
  • Подготовка итоговых отчетов по каждому оцениваемому сотруднику.

Этап 4. Предоставление обратной связи оцененным сотрудникам.

  • Проведение встреч сотрудников с экспертами с целью обсуждения результатов оценки.
  • Результаты опроса 360 градусов.

Процедура Аssessment Center включает в себя:

  1. интервью с экспертом, в ходе которого собираются данные о знаниях и опыте сотрудника;
  2. психологические, профессиональные тесты;
  3. краткую презентацию участника перед экспертами и другими участниками;
  4. деловую игру (под руководством наблюдателя группа сотрудников или кандидатов разыгрывает бизнес-ситуацию по заранее подготовленному сценарию);
  5. биографическое анкетирование;
  6. описание профессиональных достижений;
  7. индивидуальный анализ конкретных ситуаций (бизнес-кейсов);
  8. экспертное наблюдение, по результатам которого составляются рекомендации для каждого сотрудника.

Основные виды интервью:

  1. Биографическое интервью сосредоточено на прошлой трудовой деятельности кандидата.
  2. Поведенческое интервью содержит структурированный перечень вопросов, разработанных относительно опыта или способностей в определенных областях или применительно к критериям, связанным с работой.
  3. Ситуационное интервью основано на построении определенных ситуаций и предложении оцениваемому сотруднику описать модель своего поведения или выхода из данной ситуации.
  4. Проективное интервью основано на особом построении вопросов таким образом, что они предлагают сотруднику/кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа.

Типичные проблемы, возникающие при оценке персонала в Украине:

1. Мотивационные проблемы:

  • персонал недостаточно информирован о целях и задачах оценки, процедурах и вероятных последствиях,
  • персонал не уверен в целесообразности оценки,
  • персонал опасается необъективности и негативных последствий,
  • персонал рассматривает оценку как попытку давления со стороны руководства.

2. Интеллектуальные проблемы:

  • эксперты могут не различать для себя оценок индивидуальных и профессиональных качеств оцениваемого и его личности в целом;
  • могут мешать личные теплые отношения с оцениваемыми;
  • неадекватное понимание содержания оцениваемых качеств.

Результаты оценки в рамках украинской компании - это возможность:

  1. проанализировать способы достижения целей компании;
  2. оценить эффективность инвестиций в персонал;
  3. увидеть уровень кадровых рисков компании.

Индивидуальные результаты оценки в украинских компаниях - это основа:

  1. планирования развития сотрудника;
  2. определения карьерных предпочтений;
  3. анализа возможностей для роста.