Каталог статей

Тищенко М.И., студентка 3 курса
научный руководитель Шелест А.Л.

Харьковский торгово-экономический институт КНТЭУ

Проблемы налогообложения НДС в Украине

На пути перехода нашей страны к рыночным отношениям особенно актуальной является проблема своевременного обеспечения денежными ресурсами доходной части государственного бюджета. Решение этой крайне важной проблемы в значительной степени зависит от эффективности деятельности налоговой службы, а также разработки научно-обоснованной системы налогообложения, которая бы соответствовала реалиям сегодняшнего дня, обеспечивала рост налоговых поступлений в бюджет и повышала уровень сбора налоговых платежей.

Налог на добавленную стоимость в последнее время привлекает к себе значительное внимание, так как он стал предметом широких дискуссий о целесообразности его применения и последствий взимания для экономического развития и бюджета страны.

Утверждение налога на добавленную стоимость вызвало немало споров и во многих зарубежных странах. Но налоговое законодательство 57 стран мира (в том числе 17 европейских) прочно закрепило его как один из основных каналов поступления в доходную часть бюджета.

Цель исследования – всесторонний анализ особенностей уплаты налога на добавленную стоимость в Украине и некоторых зарубежных странах, обосновании на основе анализа практических рекомендаций по повышению его эффективности для Украины.

НДС имеет большое значение для фискальной стабильности в стране, требующей установления стабильного налога, который будет стимулировать экономический рост. Переходный период в Украине требует внесения важных изменений в систему налогообложения, приближение ее к европейским стандартам. Реформа налоговой системы, главным компонентом которой станет введение НДС европейского образца, играет решающую роль в процессе преобразования советского стиля экономики в рыночно-ориентированную экономику. Ведь налог на добавленную стоимость – стимулирует рост частного предпринимательства и обеспечивает нейтральность для всех секторов экономики, формирует правильные стимулы для роста в переходной экономике, стимулирует сбережения и инвестиции, обеспечивает значительные поступления в государственную казну.

В НДС сосуществуют противоречивые черты, которые гармонично сочетаются в единое целое. Так, НДС, выполняя чисто фискальные функции, одновременно осуществляет экономическое влияние на важные макроэкономические показатели: выступает как дефлятор, сокращает объем потребления, потенциально создает возможность снижения рентабельности будущих инвестиций. Одновременно рост налоговых поступлений уменьшает бюджетный дефицит, сокращает потребность в государственных займах, способствует снижению уровня процента и тем самым стимулирует инвестирования.

Наряду с этим НДС – является налогом с наибольшими расходами на его администрирование, нуждается в более квалифицированных специалистах и значительном опыте налогообложения также не способствует справедливому перераспределению доходов.

Исследовав особенности функционирования налога на добавленную стоимость во многих развитых европейских странах, в частности входящих в Европейский Союз, можно предложить направления совершенствования механизма взимания НДС в Украине:

  • расширение базы налогообложения за счет отмены льгот, которые не носят социального характера. Это позволит установить ставку налога на уровне 15-17% и тем самым уменьшит налоговое давление на плательщиков и увеличит поступления в бюджет;
  • расширение информационного обеспечения каждого звена налоговой службы, которое будет способствовать автоматизации процесса налогообложения, более эффективному использованию имеющихся человеческих ресурсов, даст возможность сопоставлять сведения из разных источников для выявления уклонения от уплаты НДС;
  • повышение эффективности проверочной работы, которое позволит за счет автоматизированного отбора плательщиков для документальных проверок выявлять уклонения от налогообложения при общем уменьшении количества проверок и проверяя, обеспечить неотвратимость ответственности нарушителей;
  • усовершенствование законодательства, которое заключается в упрощении, стабильности и предсказуемости в администрировании НДС, введение обязательной проверки эффективности предложенных изменений с помощью имитации модели;
  • прогнозирование поступлений НДС, которое позволит предложить Верховной Раде сбалансированный реальный бюджет, который, в свою очередь, будет способствовать стабилизации экономики;
  • сокращение и ликвидация недоимки путем улучшения работы с плательщиками.

Выполнение этих задач в полном объеме обеспечит достижение высокой эффективности налога на добавленную стоимость в кратчайшие сроки.

Список использованной литературы:

  1. Данилов А.Д. Налог на добавленную стоимость. Учебник.. – К.: Основы, 2008.
  2. Фліссак Н. Шляхи реформування податкової системи України. / / Вісник податкової служби України. 2009.
  3. Косарчук В.П. Система налогообложения в Украине. Методическое пособие. – К: ГНА, 2003 г.
  4. Белоцерковская Г. Законом № 489-V внесены некоторые изменения в порядок обложения НДС / / Вестник налоговой службы Украины, январь 2007, № 1-2 (428-429).
  5. Гега П.Т., Доля Л.М. Основи податкового права: Навч. посібник. – К.: Знання. – 2003.