Каталог статей

Байсеитов М.Р., докторант программы PhD,

КазЭУ им.Т.Рыскулова

Проблемны вопросы современного процесса кредитования

Возникновению кредитного риска во многом способствует некачественная работа банков в сфере розничной продажи своей продукции, то есть кредитования, слабый контроль при выдаче кредитов. Как известно, основную часть прибыли банк получает от своих ссудных операций, в связи с этим становится очевидным важность минимизации именно кредитного риска, т.е. риск неплатежа по ссуде. Как правило, именно непогашение ссуд приносит банкам крупные убытки и служит одной из наиболее частых причин принудительной ликвидации кредитных учреждений. Кредитование сегодня всё ещё связано с повышенным риском из-за неплатежеспособности заёмщиков.

Для снижения кредитного риска банки в процессе своей деятельности обращают особое внимание на ряд факторов, оказывающих влияние на степень риска не возврата платежа. Вместе с тем, не возврат кредитов во многом объясняется также слабым контролем банков при их выдаче.

Согласно «Правил ведения документации по кредитованию банками второго уровня», одним из основных документов для ведения кредитного досье являются финансовые отчеты по состоянию на день подачи заявления, подписанные заёмщиком и заверенные аудитором, включая отчет о прибылях и убытках и баланс [1].

Однако, как показывает практика, финансовые отчеты заёмщиков преимущественно не заверяются аудиторами в связи с высокой стоимостью их услуг. Кроме того, аудиторы, из-за недостаточности знаний, а порой желанием получить доходы, проверку отчетов банков не всегда производят должным образом и отчеты заверенные аудиторами, зачастую являются недостоверными. Следует отметить, что данные Правила рассчитаны только для начальной стадии кредитования (на момент выдачи кредитов) и в них не предусматриваются требования по ведению кредитной документации до полного погашения кредита. Вместе с тем, качественные кредиты могут стать проблемными в случае неэффективной работы с ними после их выдачи.

В связи с этим необходимо пересмотреть данный нормативный акт и внести в него изменения в части обязательности сбора информации (документов) по проведению банком постоянного мониторинга, суть которых состоит в пересмотре взаимоотношений с клиентом. В процессе такого мониторинга сотрудник банка анализирует финансовое состояние заёмщика на протяжении определенного времени и выявляет тенденции его развития. Изучаются прошлые и будущие возможности заёмщика по обслуживанию своего долга, положение заёмщика на том рынке, где он работает.

В результате такого рода анализа информации становится понятно, каким именно образом банку следует продолжать развивать деловое сотрудничество с тем или иным клиентом. Деловое сотрудничество банка с клиентом подразумевает и то, что банк должен быть в курсе всех планов развития клиента, всех его финансовых потребностей и всех происходящих с клиентом изменений. Банк должен оказывать своим заёмщикам услуги финансового менеджмента, участвовать в составлении бизнес-планов. Это повышает качество документов, снижает кредитные риски и одновременно содействует организации лучшего управления предприятием, т.е. это дело взаимовыгодное и для кредиторов и для заёмщиков.

Также основными причинами невозвратности кредитов являются несовершенство законодательной базы, в частности налоговой системы, об ипотеке, недобросовестная конкуренция.

В настоящее время кредитуются в основном только действующий бизнес. Однако, как отмечалось выше, несовершенство законодательной базы не в достаточной степени даёт возможность банкам принять меры по возврату кредитов за счет заложенного недвижимого имущества. Так, при реализации имущества во внесудебном порядке и объявлении первого торга несостоявшимся, ни в одном законодательном акте не предусмотрено возможное количество последующих торгов и максимальный размер снижения первоначальной стоимости имущества (скидки). Банк самостоятельно регулирует размеры скидок и количество торгов, тем самым, создавая конфликтные ситуации с залогодателем и возникновение массы вопросов со стороны правоохранительных органов. В связи с этим необходимо в законодательном порядке закрепить самостоятельное решение данного вопроса за залогодержателями или установить максимальную планку скидок. Кроме того, законодательно установить вопрос о прекращение основного обязательства при продаже заложенного имущества с торгов во внесудебном порядке по цене ниже суммы основного обязательства, а также при переходе заложенного имущества в собственность залогодержателя необходимо отнести только к предприятиям, которые находятся в процессе банкротства. По действующим предприятиям необходимо вести аналогичную процедуру удовлетворения требований банка, что и в судебном порядке, т.е. основное обязательство не прекращается, а удовлетворяется за счет другого имущества на недостающую сумму.

Необходимо отметить, что при возникновении проблемы невозврата кредитов банк также самостоятельно или через судебные органы принимает меры по выявлению другого имущества заёмщика (за исключением заложенного имущества). Однако, ни в органах дорожной полиции, ни в Центре по оценки и регистрации недвижимого имущества не ведётся учет движимого и недвижимого имущества по фамилии (по физическим лицам) и по наименованию (по юридическим лицам). Банк самостоятельно должен выявлять имеющееся имущество у ссудозаёмщика (с указанием марки и номера машины, адреса домостроения и т.д.), а затем в вышеназванных органах получить подтверждение, что данное имущество действительно зарегистрировано за интересующими банк лицами.

В связи с вышеизложенным следует, что банк в основном не может самостоятельно принять меры по взысканию долга с ссудозаёмщика за счет его имущества. Взыскание должно производиться в судебном порядке. Однако, сумма уплачиваемой банками госпошлины в размере 3% от суммы иска и обязательное внесение этой суммы до принятия дела к судебному производству, независимо от результатов его рассмотрения, а в дальнейшем первоочередное взыскание суммы пошлины с должника до погашения суммы долга по кредитам вынуждает банки применять другие меры взыскания.

В настоящее время, за исключением Гражданского Кодекса ни одним нормативным актом не регулируется порядок учёта, анализа выданных гарантийных писем и поручительств. Зачастую одна и та же организация, иногда имеющая несколько счетов в банках выдает гарантийные письма нескольким заёмщикам разных банков. Общее количество и сумма выданных гарантий известна только самому гаранту. Данный факт создает ещё один риск невозврата кредитов.

Исходя из вышеизложенного следует, что банки вынуждены кредитовать в основном одних и тех же заёмщиков, с кем у них сложились длительные связи, что так же создает риск передоверия к заёмщику.

Одной из проблем невозврата кредитов является установленная очередность платежей. Погашение банковских ссуд практически в последнюю очередь замедляет оборачиваемость ресурсов банка, требует поиска различных форм обхода очередности платежей. Работа с наличными деньгами создает определенные условия недобросовестным продавцам для различного рода уклонения от исполнения обязательств по ссуде, махинаций ценами на товары, курсами валюты с целью сокрытия доходов и ухода от налогообложения. Очевидно, что своевременное погашение ссуд позволит предприятиям привлекать больше заёмных средств и тем самым оздоровить свое финансовое положение в целом.

Проблему защиты банковских интересов от преступных посягательств со стороны недобросовестных заёмщиков можно назвать одной из наиболее острых. Уголовный кодекс предоставляет банкам возможность для защиты своих ресурсов. Одна из них - незаконное получение кредита. Данное преступление совершается путем обмана. Кредит предоставляется на льготных условиях потому, что заёмщик руководитель организации или индивидуальный предприниматель - сообщает банку заведомо ложные сведения о своем хозяйственном состоянии или финансовом положении. На основе анализа и оценки неверных данных кредитным комитетом принимается решение о выдаче денежных средств.

Обманные действия при незаконном получении кредита имеют одну важную особенность – они не осуществимы без использования письменных документов, содержащих ложные сведения. Обман осуществляется, как правило, одним из способов: либо неверные данные представляются непосредственно кредитному инспектору, который ничего об этом не знает, либо сокрытие или умолчание об истинном положении организации происходит при поддержке и с ведома представителя банка. Последняя ситуация является наиболее распространенной.

В связи с этим мотивация банковского персонала имеет своей целью активизировать деятельность сотрудников банка для достижения поставленных перед ним задач и предотвратит соблазн воровства. Стимулирование кредитных работников может быть увязано с качеством формируемого портфеля кредитов, трудовыми затратами, проявлением инициативы и т.д.

Злоупотребление полномочиями должностными лицами также оказывает чрезвычайно отрицательное воздействие на возвратность кредита. Это отвлекает средства с оборота и выражается в повышении стоимости товаров и услуг, когда дополнительные затраты на взятки вызывает возрастание цен на 10-20% [2].

Необходимы льготы в налогообложении банков, которые преобладающую часть средств направляют на кредитование производства, на кредитование реального сектора экономики. И возможно повышение ставок налогообложения спекулятивных операций.

Таким образом, система управления рисками – это не дань моде, а реальная необходимость, ориентированная на эффективное долгосрочное развитие банка и достижение сбалансированности его уровней рентабельности, доходности и рисков. Кроме этого, наличие данной системы дает банку большое конкурентное преимущество, однако ее организация и внедрение являются довольно сложной и ресурсоемкой задачей, требующей мощной кадровой и технологической поддержки, которые будут являться основополагающими факторами ее эффективности, как в настоящем, так и в будущем.

Использованная литература:

  1. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан «Об утверждении Правил ведения документации по кредитованию банками второго уровня» №276, 2002, 7 с.
  2. «Банки Казахстана» №9, 2003, 58с.