Каталог статей |
Таюпова Э.К. Особенности развития современной системы дополнительного образования в КазахстанеРазвитие системы дополнительного образования детей в Республике Казахстан является неотъемлемым компонентом общей стратегии совершенствования системы образования в целом, которая разработана в следующих нормативных документах в области образования:
Современная казахстанская система дополнительного образования детей рассматривается в Законе РК «Об образовании» (от 2007 года) как процесс воспитания и обучения, осуществляемый с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей учащихся [1]. Система дополнительного образования детей основана на принципе добровольного участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, которые проводят учреждения дополнительного образования [5, с. 36]. Необходимость развития системы дополнительного образования в Казахстане, переход ее в новое качественное состояние определялась рядом обстоятельств:
В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Дополнительное образование детей имеет значительный педагогический потенциал:
Учреждение дополнительного образования детей – это новый тип образовательного учреждения, имеющий свою специфику и задачи в едином образовательном пространстве, основной из которых – это создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте. Очевидно, что в рамках одних только школьных предметов эту задачу решить невозможно. Сегодня, наблюдается тенденция, когда учреждения дополнительного образования детей находятся на качественно новом этапе своего развития. Этот этап связан с переосмыслением их назначения и социально-педагогических возможностей, поэтому они заняли равное во всех отношениях положение среди других типов образовательных учреждений, которые рассматриваются как мощное средство для удовлетворения стремлений к развитию способностей, формированию мотивации учащихся к познанию и творчеству, как осознанной необходимости в саморазвитии, самоопределении, самореализации. Каждое учреждение дополнительного образования детей является одним из элементов системы образования, где создается ситуация успеха для каждого ребенка, решаются задачи создания гибкой, динамично развивающейся культурно-образовательной системы, основанной на разносторонних интересах и потребностях детей и подростков, семьи. Все эти особенности позволяют придать каждому учреждению дополнительного образования детей неповторимую уникальность и индивидуальное своеобразие. Совершенствование учреждений дополнительного образования детей, а так же сохранение в них богатого опыта внеклассной и внешкольной работы, видится нам возможным лишь при условии разработки программы развития и деятельности, которая даст возможность обеспечения целенаправленного и управляемого процесса, согласованности и скоординированности многих людей для решения определенных задач и поставленных целей. Список литературы:
|