Каталог статей

Тананакина Д.А.
Научный руководитель: Шеремет Т.Г.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Теневая экономика: позиция Евросоюза

В Евросоюзе отношение к теневой экономике двоякое: с одной стороны, это дело каждого отдельного государства следить за правильностью своей экономической политики, с другой, ЕС считает необходимым бороться с теми проявлениями теневой экономики, которые негативно сказываются на экономике всего ЕС.

Интерес к проблематике теневой экономики в мире очень велик, потому что ее наличие показывает, какая часть национальных усилий остается не учтенной, что дает неверное представление об экономическом потенциале конкретной страны.

Труды многих крупнейших специалистов посвящены этому вопросу. Среди последних можно выделить работу Шнайдера и Энсте, изданную в 2008 году. В ней говорится, что средний уровень теневой экономики по состоянию на 2005-2006 гг. в 21 развитой стране (ОЭСР) составил 16,3 %, в 25 переходных странах - 40,1%, в 96 развивающихся - 38,7%, в 3 коммунистических странах - 22,3%. Применительно к ЕС в теневой экономике занято 10-20 млн. человек или относительно ВНП - 15%.

Глобального определения теневой экономики пока не выработано, что однако не умаляет важности проблематики.

«Двойная» экономика, подразделяясь на официальную и неофициальную, отражает сугубо национальные подходы к этому понятию. Но ЕС и здесь делает свое дело: за последние годы Евростат методами статистики старается сократить дистанцию между двумя экономиками. Есть и другие способы: снижение налогового бремени и социальных платежей есть путь к снижению теневой экономики. [1]

Все, что не попадает в официальные статотчеты ВНП, и есть теневая экономика. Например, все незадекларированные доходы и другие подлежащие налогообложению активности. У такого сокрытия есть ряд социальных негативов, с которыми государство должно бороться. Потому что сокрытие мотивируется рядом факторов: возможность избежать уплаты налогов (включая социальные платежи), не учитывать требование трудового законодательства (минимальный уровень зарплаты и максимально дозволенного рабочего времени), не соблюдать административные меры (надлежащий бухучет).

В определенном смысле эти же проблемы беспокоят и Евросоюз, правда, в отличие от отдельных государств, средства и методы у ЕС различны.

В Евросоюзе исходят из того, что экономическая сила и мощь ЕС - есть агрегированная сумма экономического потенциала стран-участниц. Поэтому Европейскому Союзу не безразлично, как развиваются экономики стран ЕС.

Правда, для этого у Евросоюза не так много средств, если не считать страны еврозоны, где действуют другие, более жесткие механизмы контроля финансово-экономической деятельности. На сегодня таких стран еврозоны у ЕС 16 из 27. И все они (кроме трех - Англии, Дании и Швеции) рано или поздно должны присоединиться к этой «зоне», формальным выражением которой является общая валюта евро. Так что это вопрос времени. Но не только.

Кроме общих требований для стран еврозоны есть и специфичные, которые имеют отношение к теневой экономике. Один из них - тщательное ведение финансово-экономической и другой хозяйственной статистики. Евростат, который сводит эти данные в официальную статистику всего ЕС, внимательно следит за их точностью. Они и позволяют выявить опасность роста теневого оборота за пределы общеизвестных и «терпимых» 8-10 %.

Что до влияния механизмов и аппарата ЕС на экономику стран Сообществ, то его можно определить, как согласование, координация и диалог, которые обычно заканчиваются общими рекомендациями, принимаемыми всеми министрами экономики и финансов всех стран ЕС единогласно. Затем страны должны «доложить» Еврокомиссии, какие меры были приняты для реализации таких рекомендаций. Правда, никаких санкций за «неповиновение» не предусмотрено, но подразумевается, что правительства стран ЕС должны серьезно подходить к этому. Это дело политического престижа.

Конкретные меры по борьбе с теневой экономикой диктуются необходимостью противодействовать тем ее аспектам, которые негативно отражаются на общей экономической политике ЕС. А это - коррупция, экономическая и финансовая преступность, уклонение от налогов и др. Эти негативные явления отражаются и на бюджете ЕС, из которого страны получают всякие субсидии.

Становится очевидным, что действия ЕС по сокращению или даже элиминации теневой экономики носят лишь характер гармонизации усилий стран-членов; здесь далеко до каких-то унифицированных подходов и решений. Такая гармонизация связана с усилиями по сближению правовых систем государств ЕС, в основном в области уголовного, гражданского и коммерческого права. Эта работа началась с 1993 года, но, более направленный характер получила в 1999 году - после принятия Амстердамского договора.

Фактически, специальным мерам по борьбе с теневой экономикой в 2009 году исполнилось 10 лет. В апреле 1999 года Сообщества создали специальное подразделение-офис по борьбе с такими косвенными явлениями теневой экономики, как таможенные нарушения, борьба с коррупцией, уход от налогов и др. Офис получил название ОЛАФ по французскому сокращению его названия - Office European de Lutte Anti-Fraude (OLAF).

Главное в работе офиса - охрана финансовых интересов ЕС в целом, его таможенной и других сфер, касающихся общих финансовых интересов и бюджета Сообществ. Именно эти действия по законодательству ЕС квалифицируются как преступные в уголовно-правовом плане: например, подделка безналичных платежных средств, отмывание (легализация) денежных средств или иного имущества, полученного преступным путем, коррупция и правонарушения в бюджетной сфере, торговля наркотиками, организованная преступность и др.

В настоящее время в Договоре ЕС есть две статьи (274 и 280), регулирующие вопросы борьбы с коррупцией, обман и другие действия, затрагивающие финансовую стабильность ЕС.

Теневая экономика - это мошенничество и «обман» в государственном масштабе, борьба с этим негативным явлением тоже идет на уровне государства. Правда, во всех государствах по-разному, но есть и некоторые общие черты. Количество таких госорганов варьируется от одного - в Латвии или Польше, до двух - в Эстонии, Дании, Германии, Чехии; трех - в Бельгии, и максимум четырех - в Литве, Испании, Болгарии. [4]

Как правило, в структуру этих органов входят таможенные и налоговые службы, органы министерства финансов, бюро по борьбе с экономической преступностью, полицейские и армейские структуры. Именно с этими службами в странах-членах ЕС и сотрудничает OLAF. Так, в Латвии это служба госдоходов, в Литве - таможня, службы госбезопасности и борьбы с финансовой преступностью, в Эстонии - минфин и налогово-таможенные службы.

Таким образом, сами страны решают, какие госорганы подключать для борьбы с теневой экономикой. А Евросоюзу отводится лишь роль координатора таких усилий, правда, весьма активная

Литература:

  1. Dimensions of the Shadow economy.-The Independent Review, v.5, nr.1, 2005, p.5.
  2. Schnaider F., Enste D. Increasing Schadow Economies All Over the World - Fiction or Reality? A Survey of the Global Evidence of their Size and of their Impact, 2008.
  3. Юджин Этерис. Теневая или «двойная экономика»: подходы к проблеме. – Копенгаген, 2009.
  4. ec.europa.eu/anti_fraud/partners