Каталог статей |
Чикарь Н. Г., Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского Проблемы финансирования организации Евро-2012 в УкраинеВ апреле 2007 г. Украина и Польша победили в тендере на проведение финальной части чемпионата Европы 2012 г. по футболу. С того времени наша страна лишь немного продвинулись к тому, чтобы соответствовать требованиям УЕФА. Неоднократно высказывались опасения о том, что чемпионат могут перенести в другую страну. Таким образом, вопрос подготовки к чемпионату Европы 2012 г. остается актуальным с 2007 г. Проблемы, возникающие вокруг возможности финансирования мероприятий по подготовке к чемпионату Европы 2012 г. по футболу, освещались в работах Анисимовой Е.[1], Лазоренко К.[2], Шаврук Н.[3], Банурина К.[4] и др. Однако, анализируемая ими ситуация касалась какого-то одного проблемного направления по подготовке. Целью же данной работы является анализ обобщенной ситуации реализации государственной целевой программы по проведению Евро-2012 в Украине и внесение предложений относительно альтернативных вариантов по ее финансирования. Как известно, организация Евро-2012 в Украине первоначально оценивалась в 160 млрд. грн., где доля государственного финансирования должна составить 17%, остальная часть – за счет привлечения инвесторов. Но по финансированию и этой части у государства возникает ряд проблем. В бюджете на 2009 г. предусмотрено выделение средств на подготовку к Евро-2012 в размере 7,2 млрд. грн. Однако за І квартал текущего года уровень финансирования связанных с этим мероприятий составил 5,2 %, за І полугодие – 7,4 %. Такое положение свидетельствует о том, что Государственный бюджет не способен покрывать эти расходы. В сложившейся ситуации правительству вместе с Национальным банком (НБУ), Министерством финансов (МФУ) необходимо найти дополнительные финансовые ресурсы, которые не приведут к дестабилизации на финансовом рынке Украины [1]. Первым шагом правительства по решению данной проблемы стало сокращение прогнозируемого объема финансирования государственной целевой программы с 162,593 млрд. грн. до 126,257 млрд. грн. Причем, общий запланированный объем средств, выделяемый из государственного бюджета, увеличился с 28,502 млрд. грн. до 32,923 млрд. грн, тогда как из местных бюджетов - уменьшился с 22,585 млрд. грн до 6,866 млрд. грн, из других источников - с 111,505 млрд. грн до 86,467 млрд. грн. Кроме того, общий объем финансирования уменьшился по каждому году (2008-2012 гг.) [3]. 15 октября 2009 г. вступил в силу закон, предусматривающий перечисление НБУ в государственный бюджет кроме прибыли за 2008 г. в размере 4,008 млрд. грн. не менее 9,8 млрд. грн прибыли за 2009 год: за I полугодие и за III квартал – по 3,4 млрд. грн. до 20 октября и 3 млрд. грн - до 10 декабря. Эти средства должны пойти на финансирование "Государственной целевой программы подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу". Предполагалось направить их на строительство и реконструкцию мостов, включая железнодорожно-автомобильный мостовой переход через р. Днепр в г. Киеве (650 млн. грн.), а также на строительство метрополитенов в г. Днепропетровске, г. Донецке (500 млн. грн.), г. Киеве и г. Харькове. Однако, постановление КМУ, распределяющее эти деньги, еще не опубликовано, поэтому конкретных цифр не существует [2]. Принятый закон вызывает ряд вопросов. В частности, это касается суммы прибыли в 9,8 млрд. грн. По оценкам лиц, курирующих подготовку к чемпионату, до конца года для Евро-2012 понадобится 2 млрд. грн. Из них 395 млн. грн. уже получено МФУ от продажи на аукционах целевых облигаций внутреннего государственного займа. К тому же, с учетом текущей прибыли на Евро-2012 необходим 1 млрд. грн: эту сумму можно получить за счет или продажи облигаций, или эмиссии НБУ. Валютная политика Национального банка позволит удержать курс гривны даже при эмиссии 2 млрд. грн. Если эти средства будут направлены на строительство, они вряд ли спровоцируют инфляцию. Еще одна проблема в том, что на 1 сентября 2009 г. прибыль НБУ составляла 672 млн. грн. Причиной ее незначительного размера стала необходимость формирования больших резервов под рефинансирование, выданное коммерческим банкам с октября 2008 г. При таких обстоятельствах источником доходов может быть прекращение формирования резервов либо же выплата кредитов правительства, но поступление этих средств до 31 декабря невозможно, а других вариантов получения прибыли у НБУ нет [4]. Стоит отметить, что НБУ ранее уже проявлял инициативу по стимулированию банков финансировать чемпионат. Так, было принято постановление, утвердившее временный порядок рефинансирования государственных банков, осуществляющих долгосрочное кредитование мероприятий по подготовке к Евро-2012, без обеспечения. Залогом по кредитам должны выступить государственные гарантии КМУ, государственные облигации и другие высоколиквидные активы. Кредиты НБУ получат только «Ощадбанк» и «Укрэксимбанк». С 10 октября банкам разрешено формировать до 20% обязательных резервов в НБУ целевыми облигациями внутреннего государственного займа, выпущенными МФУ для финансирования чемпионата. Таким образом, банки смогут направить на Евро-2012 до 1,2 млрд. грн. [3]. Такое направление поиска дополнительных ресурсов могло бы расцениваться, как положительное, если бы КМУ не злоупотреблял механизмом предоставления государственных гарантий корпорациям под выполнение проектов инфраструктурного развития. Так, большинство таких проектов не проходили предварительного рассмотрения на соответствие требованиям законодательства, поскольку не проводилась оценка возможности возврата вложенных средств. В этом году парламент предусмотрел только 37 млрд. грн на использование правительством в рамках механизма предоставления государственных гарантий. В то же время КМУ принято решение уже на 52 млрд. грн. гарантий по разным проектам. Таким образом, инструмент государственных гарантий превратился в дополнительный теневой бюджет правительства. В рамках данной темы необходимо рассмотреть и ситуацию, сложившуюся отдельно в каждом из городов-претендентов на проведения матчей Евро-2012. До 30 ноября 2009 г. города Киев, Харьков, Донецк и Львов должны выполнить требования УЕФА, касающиеся стадионов, инфраструктуры аэропортов, гостиниц и местного транспорта. В соответствии с оценками Главного контрольно-ревизионного управления, программа подготовки г. Киева к проведению Евро-2012 выполняется плохо. Возведение транспортных и инфраструктурных объектов осуществляется крайне медленными темпами. Единственным исключением является подготовка НСК "Олимпийского", осуществляемая под контролем КМУ. В свою очередь, официальные отчеты для УЕФА относительно подготовки г. Киева включаются гостиницы, строительство которых даже еще не началось [1]. Проблемой г. Львова остается аэропорт, поскольку инвестор будет выбран только 4 ноября. Государство выделило более 3 млн. евро для подготовительных работ на месте возведения нового терминала. Реконструкция же старого и строительство временного терминала планируется в партнерстве с немецким концерном Siemens. Реализация программ по развитию системы городского транспорта осуществляется благодаря Германскому обществу GTZ, Немецкому государственному банку развития KfW и ЕБРР. Возведение уже действующих гостиниц, а также строительство 18 новых финансируется полностью частными предпринимателями – не из государственного, не из местного бюджета средства не были потрачены на эти цели. Крупные суммы Львовский городской совет сумел привлечь с помощью облигаций (300 млн. грн.). Выкупить эту эмиссию согласился Укрэксимбанк [4]. Главные проблемы г. Донецка – нехватка гостиниц и плохое качество дорог. Специально к Евро-2012 запланировано строительство 19 новых гостиниц. Финансирование связанных с этим расходов в полном объеме местный бюджет не сможет осуществить, а на государственном уровне этот вопрос не решен. Работы по строительству гостиниц на данный момент проводятся за счет инвестиционных средств, бюджетные деньги в проектах не участвуют. Строительство нового аэровокзального комплекса только начинается. Его стоимость составит 1,3 млрд. грн., из которых из государственного бюджета должно быть выделено 1,1 млрд. грн., остальная сумма - из областного бюджета. Если рассматривать сумму расходов на проведение Евро-2009 и Евро-2012, то затраты городского бюджета составят 250 млн. грн., государственного - 1 млрд. грн., инвестиционные средства - 4 млрд. грн. Что касается системы городского транспорта, реконструкция железнодорожного вокзала, то они полностью находится под контролем местной власти [3]. В г. Харькове до сих пор не получены средств для развития основных объектов. Реконструкция стадиона “Металлист” и большей части городской инфраструктуры осуществляется исключительно за счет частных инвестиций. Подводя итог вышесказанному, можно говорить о необходимости уточнения и пересмотра программы подготовки городов, которые потенциально могут принимать Евро-2012 и сконцентрировать усилия именно в них, составить обновленный перечень объектов этих городов и новый график обеспечения их помесячного финансирования. В частности, сумму средств, предназначенных на реконструкцию метрополитена в г. Днепропетровске, который не будет принимать матчи чемпионата, нужно распределить на объекты, финансирование которых находится под угрозой. Литература:
|