Каталог статей

Прусская Е., Терешко А.

Влияние корпоративной культуры на деятельность предприятия

Оборотный капитал участвует в процессе производства и является одним из основных вопросов управления на предприятии. Для каждого хозяйствующего субъекта оборотными активами являются, прежде всего, денежные средства, используемые предприятием для приобретения оборотного капитала и фондов обращения. Рациональное и экономное использование оборотных фондов является первоочередной задачей предприятия. В связи с этим особое значение сейчас приобретает исследование методов повышения эффективности использования оборотных средств предприятий, так как вне зависимости от форм собственности, отраслевых и технологических особенностей, масштабов производства, движение стоимости ресурсов и их кругооборот становятся возможны только благодаря обслуживанию этих процессов оборотными средствами.

Цель работы заключается в исследовании экономической сущности процесса управления оборотным капиталом и в разработке эффективной политики управления им на предприятии.

Оборотный капитал – это средства, обслуживающие процесс деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции. В обеспечении непрерывности и ритмичности процесса производства и обращения заключается основное назначение оборотного капитала предприятия.[1]

Особенностью оборотного капитала является то, что он не расходуется, не потребляется, а авансируется в различные виды текущих затрат хозяйствующего субъекта. Целью авансирования является создание необходимых материальных запасов, заделов незавершенного производства, готовой продукции и условий для ее реализации.

Авансирование означает, что использованные денежные средства возвращаются предприятию после завершения каждого производственного цикла или кругооборота, включающего: производство продукции – ее реализацию – получение выручки от реализации продукции. Именно из выручки от реализации происходит возмещение авансированного капитала и его возвращение к исходной величине.

Таким образом, оборотный капитал, предназначенный для обеспечения непрерывности процесса производства и реализации продукции, может быть охарактеризован как совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения.[2]

Поиск путей рационального формирования и эффективного использования оборотных средств, как важнейшего вида ресурсов относится к числу приоритетных направлений социально-экономического развития любого предприятия. Управление оборотными средствами базируется на ряде принципов: единства, стимулирования оптимальности, непрерывности, гибкости, сочетания общих и локальных целей.

На основе указанных принципов можно сформулировать политику управления оборотными активами. С учетом общей политики определяется процесс управления оборотным капиталом, предполагающий реализацию основных функций управления. В управлении оборотными средствами следует выделять такие функции: определение направлений политики в управлении оборотными средствами; разработка модели управления текущими активами и текущими пассивами; прогнозирование; планирование; учет и экономический анализ; оценка состояния и регулирование; координирование; стимулирование рационального формирования и эффективного использования оборотных средств; мониторинг и контроль.

Предприятия в основном применяют три модели политики в управлении оборотным капиталом: агрессивную, консервативную, умеренную.

При применении агрессивной политики организация не ставит никаких ограничений в наращивании текущих активов, держит значительные денежные средства, накапливает большие запасы товаров, сырья и готовой продукции и, стимулируя покупателей, увеличивает дебиторскую задолженность. В таких условиях удельный вес текущих активов высок (более 80%), а период оборачиваемости текущих активов длителен (более 70 дней). За счет краткосрочных займов финансируется не только часть текущих (временная потребность в оборотных средствах), но и значительная часть постоянных оборотных активов. При агрессивной политике обычно исчезает риск технической неплатежеспособности, но остается очень низкой рентабельность активов и нет прироста собственных средств. Расходы на социальные программы в этих условиях прекращаются.

Применяя консервативную политику, предприятие стремится всячески сдерживать рост текущих активов, стараясь минимизировать их. Удельный вес текущих активов в общей сумме всех активов низок, а период оборачиваемости оборотных средств краток (до 20 дней). За счет краткосрочного кредита покрывается лишь незначительная часть переменных текущих активов кооперативной организации. Такая политика обеспечивает высокую экономическую рентабельность активов и быстрое накопление собственного капитала, то есть приводит к высоким экономическим результатам. Однако она несет в себе значительный риск возникновения технической неплатежеспособности из-за малейшей заминки или ошибки в расчетах, ведущей к десинхронизации сроков поступлений и выплат. Между тем только при этой политике возможен большой доход, высокий уровень рентабельности и быстрый прирост собственного капитала.

Умеренная политика в управлении оборотными активами представляет собой компромисс между агрессивной и консервативной моделью. В этом случае все параметры (экономическая рентабельность, оборачиваемость, ликвидность) являются усредненными.

Главная цель политики управления оборотными активами основана на сокращении текущих финансовых потребностей путем ускорения оборачиваемости текущих активов, дебиторского контроля, использования векселей, факторинга, спонсорского финансирования, диверсификации поставщиков товаров и услуг.

При этом всегда следует стремиться к отрицательной величине текущих финансовых потребностей предприятия. Выявленный в таком случае «излишек» денежных средств направляется на развитие дальнейшей деятельности организации.

Повышение эффективности управления оборотным капиталом – важнейший фактор роста прибыли, собственного капитала организации, повышения уровня рентабельности активов и отдачи капитала. Этому во многом способствует разработка рациональной политики управления оборотными средствами.[3]

Она включает в себя следующие элементы:

  • Поиск эффективных форм финансирования текущих активов. Чтобы предприятие могло получать кредиты в банках и быть платежеспособной, ей обязательно следует иметь 35 – 50% собственного оборотного капитала в составе текущих активов.
  • Оптимизация величины оборотных средств. В условиях довольно значительной инфляции возникает дефицит оборотных средств, который может привести к финансовому кризису. Средств может быть достаточно в обороте, если резко ускорить оборачиваемость текущих активов до 1,5 – 2 оборотов в месяц. При этом коэффициент текущей ликвидности считается оптимальным в пределах 1,35 – 2,5.
  • Совершенствование структуры оборотных средств.
  • Обеспечение приемлемого уровня ликвидности. Уровень общей ликвидности зависит от уровня срочной ликвидности, который бы гарантировал предприятию текущую платежеспособность. Повышение ликвидности использования оборотных активов обеспечивается ускорением оборачиваемости, повышением рентабельности, минимизацией потерь в процессе их использования и др. При быстрой оборачиваемости текущих активов (до 1,5 – 2 оборотов в месяц) коэффициент текущей ликвидности может понижаться до 1,25.[4]

Таким образом, для формирования рациональной экономической политики управления оборотными средствами на предприятии можно использовать следующие мероприятия:

  • разработать методику управления оборотными средствами предприятия;
  • детализировать и уточнить методику нормирования оборотных средств;
  • разработать методику расчета цикла движения потоков денежных средств;
  • обосновать целесообразность предоставления скидок покупателям товаров, готовой продукции;
  • внедрить кредитно-расчетную модель стимулирования экономического развития, включающую стимулирование повышения эффективности использования оборотных средств;
  • разработать комплексную систему стимулирования, направленную на повышение эффективности оборотных средств;

Таким образом, вышеперечисленные мероприятия будут способствовать повышению эффективности управления оборотными активами – а это важнейший фактор роста прибыли, собственного капитала организации, повышения уровня рентабельности активов и отдачи капитала.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Финансы предприятий. Колчина Н.В., Поляк Г.Б., Павлова Л.П. - М.: ЮНИТИ,
  2. Финансы и управление предприятием. Ковалева А.М., Шабалин Е.М., Богачева В.Д. - М.: Финансы и статистика
  3. ред. Ильинкова.М. 1997
  4. [сылка более недоступна}