Каталог статей

Бижигит А.Г.

докторант программы PhD

КазЭУ им. Т. Рыскулова

Специфика функционирования исламских финансовых институтов

The theme of research is rather actual, in connection with arising requites in introduction of Islamic finance in the Republic of Kazakhstan now time. In this case, wants to note the interest of the state institutions, commercials banks and other finance organizations in introduction of Islamic financing in Kazakhstan. So, the Law of the Republic of Kazakhstan «On introduction of amendments to some legislative acts on issues of organization and activities of Islamic banks and organization of Islamic financing» on February, 12, 2009 was accepted, that will allow to create a necessary legal field for introduction and developments in the country of Islamic financing instruments according to principles of Sheriyat. In connection with the last events on the world financing markets the introduction of Islamic financing instruments by the organization of Islamic banks activity is very significant and actual question for Kazakhstan, which is enable to create more favorable finance stabile models of financing economic of Kazakhstan. Kazakhstan has all preconditions for successful and perspective development of Islamic finance system. One of directions in this field is opening Islamic banks in the Republic of Kazakhstan in the near future.

Сегодня при мировом финансовом кризисе волна неплатежеспособности набирает свои обороты, поражая финансовые и банковские системы.

Известно, что до настоящего времени исламская финансовая система не сталкивалась с глобальными финансовыми кризисами.

В этой связи, внедрение инструментов исламского финансирования путем организации деятельности исламских банков является очень значимым и актуальным вопросом для Казахстана, которое поспособствует созданию более благоприятных финансово-устойчивых альтернативных форм финансирования экономики Казахстана.

Потребность в мусульманском мире в развитии национальных банков и необходимость соблюдения при этом положений шариата предрешили создание исламских банков. В свете запрета ссудного процента в исламе презюмировалось, что исламские банки должны были работать исключительно на беспроцентной основе.

Исламские банки развивались в течение четверти века и достигли на сегодняшний день определенных успехов.

Относительная стабильность исламской финансовой системы является результатом равносильности и синхронизации между платежными обязательствами финансового посредника и его ростами доходов, которые он получает путем финансовых методов, основанных на долевом участии.

Для ознакомления проведем краткий обзор основных исламских методов финансирования, такие как мурабаха, мудараба, истисна, иджара и мушарака.

Мурабаха это продажа товаров по покупной цене плюс наценка, при этом, продавцу необходимо раскрыть стоимость товара покупателю, по которой он его приобрел, и договориться о сумме наценки.

Мудараба - контракт между клиентом банка, предоставляющий капитал и банком. Данный контракт нашел свое отражение в законопроекте как инвестиционный депозит. При заключении контракта Мудараба, банк и клиент делят прибыль, полученную от инвестирования, при этом все риски, связанные с инвестицией несет клиент. Контракт Мудараба подразделяется на ограниченный (restricted) и не ограниченный (unrestricted). Ограниченный контракт Мудараба - это когда клиент дает четкие ограничительные указания, в какие инструменты, как и с какой целью, инвестировать его деньги, не ограниченный контракт Мудараба - это когда банк самостоятельно управляет деньгами клиента без каких либо ограничений со стороны клиента.

Истисна - контракт продажи актива, который необходимо произвести (построить, соорудить) до его поставки. Это контракт между производителем актива (далее - поставщик) и покупателем и чаще всего банками используется для финансирования проектов, таких как строительство недвижимости, заводов и оборудования, в таких секторах как телекоммуникация, транспорт, инфраструктура, промышленность.

Иджара - контракт, который дает право на получение выгоды от использования актива за арендную плату. Иджара является аналогом лизинга в традиционной деловой практике. При осуществлении данного контракта необходимо точное определение лизингодателя и лизингополучателя, существование и возможность определения выгод от использования актива, существование самого актива, арендные платежи для рассмотрения и действительное (реальное) предложение и принятие данного предложения, для того, чтобы сформировать контракт.

Мушарака - это контракт в форме товарищества, между банком и его клиентом, где каждый из участников товарищества вкладывает средства в товарищество на пропорциональной основе, либо исходя из договоренности для создания нового проекта или пополнения уже существующего проекта. У любой системы есть свои институциональные требования, и в этом смысле исламские банки не являются исключением, так как им также необходим целый ряд институциональных условий для выполнения своих функций.

Исламские банки по всему миру пытаются существовать в рамках системы, созданной для традиционных банков. Однако имеется недостаток институциональных условий, созданных именно для исламских банков. Соответствующие институциональные рамки, возможно, являться самым серьезным вызовом перед исламским финансированием. Для того чтобы справиться с этим вызовом, необходимо применить конструктивный подход. Функции различных институтов в рамках традиционных банковских систем должны быть изучены и модернизированы, при необходимости созданы новые для поддержки исламских финансовых институтов.

Экономическое и банковское законодательство в большинстве исламских стран создано на основе западных образцов. Эти законы содержат нормы, которые ограничивают возможности исламских банков. Даже если хозяйствующие субъекты имеют право вести деятельность в рамках исламских контрактов, соответствующие рассмотрение этих документов судебными органами требует дополнительных усилий и издержек. По этой причине, а также ряду других причин возникает необходимость разработки новых законов для легитимизации исламского банковского дела. Такие законы расширили бы возможности исламских банков конкурировать с традиционными банками. К тому же эти законы необходимы для того, чтобы позволить финансовому институту действовать в рамках исламских норм, а также дать возможность им работать на финансовых рынках. В основном, законодательная база для исламских банков выглядит следующим образом:

  • «Законы об Исламском банковском деле» - свод этих законов рассматривает создать функционирование и надзор за деятельностью исламских банков. В некоторых мусульманских странах такие законы, определившие рамки для деятельности различных исламских финансовых институтов, уже существует. В других странах необходимо только некоторое усовершенствование существующих законов.
  • «Законы о финансовых институтах» - исламские небанковские финансовые институты могут легко вести свою деятельность в рамках существующего законодательства во многих исламских странах. А в ряде других стран необходимо внести изменения в имеющееся законодательство для расширения инструментария для исламских финансовых операций.
  • «Надзор над исламскими банками» - надзор над исламскими банками также важен, как и над традиционными. В настоящее время отсутствие эффективного надзора является одной из слабых сторон системы и заслуживает серьезного внимания. Роли как шариатских комитетов, так и центральных банков должны быть очерчены и расширены.

Есть три основные причины того, почему регулирование и надзор за деятельностью банковской системы является очень важными:

  1. увеличение количества доступной информации для инвесторов (прозрачность);
  2. укрепление финансовой системы;
  3. улучшение контроля монетарной политикой.

А в случае с исламскими банками имеется еще одно направление надзора – это надзор с точки зрения соответствия шариату.

Во многих государствах регулирование исламских банков осуществляется центральными банками, для них созданы такие же условия, как и для традиционных банков. В некоторых странах принимаются специальные законодательные акты для регулирования деятельности исламских банков и их отношений с центральным банком. В иных странах принимаются законы, устанавливающие общие правила для исламских и традиционных банков. Центральные банки ставят перед исламскими банками те же условия, которые ставятся банками, работающими на основе банковского процента. Однако имеются несколько факторов, которые говорят в пользу того, что исламские банки должны иметь другие условия. Некоторые из них заключается в следующем:

а) Исламские банки, как и другие коммерческие банки, должны держать часть своих депозитов в центральном банке. Обычно центральные банки платят проценты по этим депозитам, принятие которых неприемлемо для исламских банков. Поэтому необходимо создать альтернативный вариант для того, чтобы исламские банки могли получать справедливую прибыль от своих средств.

б) Для поддержания в них соответствующего уровня ликвидности центральные банки кредитуют коммерческие. Хотя большинство исламских банков находятся в сфере влияния центральных банков, они не могут воспользоваться их финансами, так как эти кредиты выдаются на основе банковского процента. Вполне понятно, что кредиты центральных банков не должны выдаваться на бесплатной основе. Однако в случае исламских банков необходимо разработать и внедрить подобный инструмент, свободный от банковского процента. Совет исламской идеологии Пакистана, предложил использовать для этой цели механизм, основанный на разделении прибыли, в рамках которого прибыль рассчитывается ежедневно. Существует и другая идея, суть которой – создание общего фонда исламскими банками под контролем центрального банка, из которого будут черпаться средства при возникновении проблемы ликвидности.

Стоит заметить, что в мировой практике существуют как отдельные финансовые организации, функционирующих на базе принципов исламской религиозной этики в рамках обычной финансовой системы, так и целые страны, финансовые системы которых основываются на нормах и законах шариата.

Таким образом, исламское банковское дело добилось существенных успехов во всем мире, даже при том, что доля, которую оно было в состоянии создать для себя в мире международных финансов или хотя бы мусульманских финансов, является очень маленькой. Что важно, это не доля в рынке, а скорее респектабельность в отношении беспроцентного финансового посредничества и положительное свидетельство тому, что это обеспечило работоспособность и жизнеспособность системы. В то время как в 1950 – 1960-ых гг. исламское банковское дело было только академической мечтой, о которой знали немногие, даже среди образованных мусульман, то сегодня это стало практической действительностью. Это привлекло внимание западных центральных банков, таких как Федеральное резервное управление и Государственный банк Англии, международных финансовых учреждений, как Международный Валютный Фонд и Всемирный банк, а также таких престижных научных центров, как Университеты Гарварда и Риса в Соединенных Штатах и Лондонской школы университета экономики и Лафборо в Великобритании. Исламскому банковскому делу уделяется больше внимания в западной прессе. Перспективы будущего, как ожидается, будут лучше, особенно если неустойчивость, которая сегодня преобладает в международной финансовой системе, может быть удалена не косметическими изменениями в системе, а скорее путем ввода в финансовую систему большей рыночной дисциплины типа исламской финансовой системы.

в) Обязательные резервы по депозитам традиционных банков могут варьироваться лишь в определенных степени, в зависимости от того, с каких депозитов они производятся: до востребования, сберегательных или срочных. В той же степени это может относиться только к депозитам до востребования исламских банков. Однако по своей сущности депозиты на основе мудараба больше схожи с участием в капитале банка. Поэтому перед исламскими банками не должны ставиться требования – делать обязательные резервы по таким депозитам, так как эти требования не относятся к капиталу банка.

г) В странах, где центральные банки проводят операции на открытом рынке, исламские банки не могут участвовать в таких операциях, так как ценные бумаги, находящиеся в обороте, имеют доступа к высоколиквидным финансовым активам. Вследствие этого возникает некоторая неэластичность в структуре активов исламских банков.

д) Недостаток знаний о сущности исламских финансовых механизмов также может оказывать частичный негативный эффект на политику центрального банка относительно исламских банков. В частности, такой эффект возникает в случае мушарака и мудараба. Любой денежный кредит подразумевает разовое получение финансовых средств и сам по себе являться завершенным процессом. А вот в случае мудараба и мушарака речь идет о продолжительном процессе с участием в проекте, что в свою очередь продолжается ровно столько, сколько продолжается сам финансируемый проект. Это может вызвать затруднения относительно отчетности, а также контроля и регулирования исламских банков центральным банком.

е) Центральные банки иногда имеют не совсем ясное понимание роли шариатских комитетов. Иногда возможны подозрения, что этот орган может вмешиваться в такие решения банка, касающиеся денежно-кредитной политики, как резервные требования, операции на открытом рынке и т.д. Было бы желательно точно определить роль шариатских комитетов, и этим самым создать доверие у центральных банков к ним.

В настоящий момент, в целях установления правовых основ и особенностей деятельности исламских банков на территории Республики Казахстан 12 февраля текущего года принят Закон Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организаций исламского финансирования».

В этой связи, идея и инициатива внедрения инструментов исламского финансирования путем организации деятельности исламских банков является очень своевременной для Казахстана, что поспособствует созданию более благоприятных финансово-устойчивых альтернативных форм финансирования экономики Казахстана и послужит дальнейшему росту конкурентоспособности казахстанских банков.

Литература:

  1. Беккин Р.И., Исламская экономика. Краткий курс. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2008. – С. 90.
  2. Мохаммад Неджатулла Сиддики. Риба, банковский процент и логическое объяснение их запрета. Исламский Банк Развития Исламский Институт Исследований и тренинга, Серия исследований приглашенных ученых №2, Джидда – Саудовская Аравия 1425 Х (2004). -С. 93
  3. Совет Исламской идеологии, Report on the Council of Islamic Ideology on the Elimination on Interest from the Economy, Исламабад, 1980.
  4. M. Umar Chapra, Towards a just Monetary System, Исламский фонд, Ликастер, Великобритания, 1985.
  5. Умар Чапра и Тарикулла Хан. 1421 г. от Хиджры (2000). Регулирование и надзор исламских банков. Исламский Банк Развития, Исламский Институт Исследований и тренинга. Национальная библиотека короля Фахда: Периодическое издание № 3. Джидда. Саудовская Аравия. С. 18.
  6. Дальнейшую аргументацию данного предложения см. Chapra, ibid, стр. 161.
  7. Муннавар Икбал, Аусаф Ахмал, Тарикулла Хан. 1419 г. от Хиджры (1998). Вызовы исламского банковского дела. Исламский Банк Развития, Исламский Институт Исследований и тренинга. Национальная библиотека короля Фахда: Периодическое издание №1. Джидда. Саудовская Аравия. С. 32-36.