Каталог статей |
Иванченко А.А. Формирование системы показателей оценки экономической эффективности для предприятий розничной торговлиЭффективность – центральная экономическая категория, основной показатель хозяйственно-финансовой деятельности – является объектом традиционных исследований разных отраслей экономической науки. К проблеме ее оценки постоянно уделяет большое внимание количество ученых. Из отечественных ученых наибольший вклад в изучение этого вопроса внесли М. Долишний, И.О. Бланк, Д.Г. Заруба, И.Я. Кац., C. В. Мочерный, С. Ф. Покропивный, В.К. Черник и др. Но до сих пор остаются неразрешенными вопросы оценки экономической эффективности на основе эффективного использования ресурсного потенциала предприятий, в условиях расширения ассортимента продукции, повышения ее качества и конкурентоспособности, трансформации системы сбыта, ценовой политики, с учетом отраслевых особенностей. Данные направления дают возможность дальнейшего изучения вопросов оценки экономической эффективности, среди которых самым актуальным является выбор и формирование системы показателей. Целью работы является обоснование основных требований к формированию системы показателей оценки экономической эффективности с учетом особенностей деятельности предприятий розничной торговли. Под системой показателей понимают совокупность взаимосвязанных между собой показателей, отображающих экономические процессы, которые проходят в определенных условиях, месте и времени, при чем каждый показатель имеет определенное количественное выражение [3, с. 156-161]. Во время выбора показателей экономической эффективности для формирования их системы необходимо учесть следующие исходящие моменты: придерживаться существующих методических положений для расчета необходимых показателей с учетом отраслевой специфики; выбрать ограниченную, но достаточную для исчерпывающей и достоверной оценки совокупность показателей; обязательно включить показатели эффективности осуществления других, внеоперационных видов деятельности; выделить направления оценки по отдельным критериям [1]. Исследования экономической литературы по проблемам формирования системы показателей оценки экономической эффективности дают возможность выделить два подхода ученых: первый определяется, как многокритериальный перечень обобщающих показателей эффективности деятельности предприятий и второй построен на основе одного интегрального показателя, который обобщает все существующие. На уровне предприятий руководство интересует, прежде всего, за счет каких факторов достигнут определенный уровень эффективности, проблемные моменты в организации деятельности предприятия. В этом случае, и такого мнения придерживаются многие экономисты, необходимо применять именно систему обобщающих показателей эффективности деятельности предприятия в целом, представленную частными показателями, систематизированными по соответствующим критериям [2]. Важным моментом при разработке системы показателей оценки эффективности является учет отраслевых особенностей предприятия. Во-первых, особенностью использования разнообразных способов труда и значимость размера, состава и места расположения пассивной части; использование активной части в значительной степени для создания комфортный условий труда и качества обслуживания; низкий уровень использования машин и оборудования для влияния на предмет труда (товары); ограниченное использование машин и механизмов для повышения эффективности труда работников; использование в процессе деятельности арендованных основных средств. Во-вторых, к особенностям формирования товарных запасов в торговом предприятии относят: высокую зависимость от размера и ассортимента от спроса населения; зависимость размера товарооборота от наличия товарных запасов; влияние качественных характеристик товара на размер его запасов с точки зрения условий поставки; ритмичности производства, длительности и возможностей хранения; короткий технологический цикл, то есть длительность нахождения товаров на предприятии, сводят размер запасок к минимуму. В-третьих, особенностью предприятий розничной торговли является высокий уровень трудовых операций, которые связаны с обслуживанием покупателей и требуют контакта с ними, они, как правило, не поддаются механизации и автоматизации, что требует повышенных затрат живого труда. Кроме того, свои особенности имеют формирование финансовых ресурсов, место расположения предприятий, особенности отношений с покупателями и много других факторов [1]. Таким образом, все выделенные по результатам исследования особенности розничной торговли должны быть учтены во время разработки системы оценки экономической эффективности, использование которой в практике деятельности предприятий даст возможность оценить уровень использования ресурсного потенциала, выявить возможные пути его улучшения, провести комплексный анализ экономической эффективности деятельности предприятий отрасли. Литература:
|