Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Профессор кафедры КАХД Сухарев П.Н., Земелева Т.С. Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского Проведение SWOT-анализа на примере ФХ «Хозяин»Состояние компании зависит от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями компании позволяет решать возникающие проблемы. При решении разного уровня задач необходимо также четко представлять, поддаются ли критические факторы контролю со стороны компании. Являются ли они внутренними или внешними, поддающимися изменениям усилиями компании или это внешние события, на которые компания влиять не в состоянии. Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать SWOT-анализ. Исследованию вопросов проведения SWOT-анализа предприятий посвящены научные работы многих отечественных и зарубежных ученых, таких как: Д. Аакер, Р. Акофф, Е. Кадышева, Е. Леденев, Р. Вестбрук, Г. Минцберг, И.Зырянов, К.И. Редченко, П.А. Гордиенко, М. Эддоус и др.. Целью данной статьи является систематизация информации об анализе сильных и слабых сторон предприятия (на примере ФХ «Хозяин»). В 1963 г. в Гарварде на конференции по проблемам бизнес политики профессор К.Эндрьюс впервые публично озвучил акроним SWOT, который был представлен в виде матрицы:
С тех пор понятие SWOT-анализа стало известно в академических кругах и среди практиков.С появлением SWOT модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT-анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз. В настоящее время SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании. Эта матрица предоставляет руководителям компании структурированное информационное поле в котором они могут стратегически ориентироваться и принимать решения. Самое привлекательное, в этом методе то, что информационное поле формируется непосредственно самими руководителями, а также наиболее компетентными сотрудниками компании на основании обобщения и согласования собственного опыта и видения ситуации [2]. Проводить SWOT анализ мы будем на основе фермерского хозяйства "Хозяин". Данное хозяйство расположено в пос. Ямполь, Донецкой обл. и занимается выращиванием и реализацией свежей и сушеной плодовоовощной продукцией. Первый этап позволит нам определить, каковы сильные стороны и недостатки ФХ "Хозяин". Для того чтобы определить сильные и слабые стороны фермерского хозяйства необходимо: составить перечень параметров, по которому будет оценено предприятие; по каждому параметру определить, что является сильной, а что - слабой стороной. Так, для ФХ «Хозяин» можно составить следующую таблицу 1.
Вторым шагом SWOT-анализа является оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне фермерского хозяйства и понять, какие есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться). За основу при оценке рыночных возможностей и угроз можно взять такие параметры как: факторы спроса, факторы конкуренции, факторы сбыта, экономические факторы, политические и правовые факторы, научно-технические факторы, социально-демографические факторы, социально-культурные факторы, природные и экологические факторы [1]. На основании вышеизложенного заполняем таблицу 2.
Таким образом, на основании вышеизложенных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз ФХ «Хозяин» можно сделать следующий вывод. Опираясь на сильные стороны, можно воспользоваться открывающимися возможностями путем торговли через склад, расширение ассортимента выращиваемой продукции и улучшение её качества за счёт использования новых технологии, увеличение продаж за счёт представления продукции ориентированной для потребительских групп с различным уровнем доходов (очищенной, отсортированной, упакованной продукции), разработки торговой марки. Также существующие угрозы можно нейтрализовать за счет использования гибкой ценовой политики и увеличения качества продукции; снижения себестоимости продукции овощей за счёт использования новых технологий. При этом, существуют слабые стороны фермерского хозяйства, которые могут помешать воспользоваться возможностями, такие как: трудности со своевременным приобретением сортировочной и упаковочной линии (в результате сезонного поступления основной массы денежных средств могут возникнуть); неэффективность продаж через склад-магазин из-за отсутствия доверия продавцу; отсутствие торговой марки. Литература:
|