Каталог статей

Джолдасбаева Г.У., доцент Аманиязова Г.Д.

Анализ привлечения инвестиций для модернизации национальной экономики

Глобальный финансово-экономический кризис продемонстрировал недостатки существующих моделей финансовых отношений, как в общемировом масштабе, так и на национальном уровне. Слабые стороны были выявлены в структуре государственного регулирования и в деятельности самих финансовых институтов.

Проблемы финансовых институтов проявились в несовершенстве и несоответствии систем управления рисками современным тенденциям и уровню принимаемых рисков (как по степени, так и по качеству рисков), низком уровне корпоративного управления, недостаточной прозрачности и, как следствие, неэффективности бизнес-моделей, оказавшихся чувствительными к негативным тенденциям.

В этой связи Национальным Банком совместно с Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и Агентством по регулированию деятельности регионального финансового центра г. Алматы, а также участниками финансового рынка была разработана Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период. В рамках данной Концепции будут реализованы мероприятия, направленные на повышение устойчивости финансового сектора, стимулирование инвестиционной активности и укрепление доверия к финансовому сектору республики, как со стороны инвесторов, так и со стороны потребителей финансовых услуг.

В 2009 году темпы роста инвестиций в основной капитал снизились в семь раз – с 14,8% в 2008 году до 2,1% (рисунок 1). Замедление темпов роста экономики страны обусловило значительное снижение инвестиционной активности предприятий.

Рисунок 1 – Темпы инвестиций в основной капитал (% к предыдущему периоду)

Рост инвестиций в 2009 году был отмечен только в трех отраслях экономики: в промышленности – на 19,8%, в транспорте и связи – на 37,1%, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг – на 9,1%. В результате по направлениям использования наиболее значительный удельный вес инвестиций в основной капитал приходится на промышленность (48,3%), транспорт и связь (23,1%), а также на операции с недвижимым имуществом (13,0%).

В 2009 году структура инвестиций в основной капитал претерпела значительные изменения. В разрезе источников финансирования доля собственных средств снизилась в общем объеме с 40,5% до 34,0%, заемных – с 15,5% до 9,8%, тогда как доля иностранных инвестиций выросла с 25,3% до 37,0%, бюджетных – с 18,7% до 19,3%.

По технологической структуре наблюдается увеличение доли инвестиционных вложений в прочие капитальные работы и затраты, а также на приобретение машин, оборудования, инвентаря, и снижение инвестиций направленных на работы по строительству и капитальному ремонту зданий и сооружений.

Второй год подряд снижаются инвестиции в жилищное строительство, при этом если в 2008 году снижение составляло 11,2%, то в 2009 году уже 41,1%. В результате индекс физического объема введенного жилья снизился на 6,6%, а общий объем строительных работ (услуг), с учетом дооценки – на 4,9%.

Согласно статистическим данным Национального Банка РК за период с 1993 года по 31 марта 2010 года, в экономику Казахстана привлечено 113 млрд. долларов. За первый квартал 2010 года привлечено $5,2 млрд. долларов, что на 53% больше чем за аналогичный период 2009 года (3,4 млрд.долл.). Основные страны-инвесторы: Нидерланды ($23,3 млрд. или 20,6% от общего объема), США ($20 млрд. или 17,8%), Великобритания ($9,3 млрд. или 8,2%), Франция ($6,2 млрд. или 5,5%) и Италия ($4,9 млрд. или 4,3%).

За 2009 год в Казахстан привлечено $18,4 млрд. долларов.В целом, за первое полугодие 2010 года было проведено 2 бизнес форума за пределами Казахстана и 9 форумов в Казахстане с участием деловых кругов Кореи, ОАЭ, Турции, Германии, Норвегии, Австрии и Индии и др.

В рамках данных мероприятий было подписано около 100 двусторонних документов о сотрудничестве, в том числе в рамках казахстанско-корейского бизнес-форума было подписано соглашений и меморандумов на сумму свыше 1 млрд. долл. США, в рамках казахстанско-турецкого форума на сумму 313 млн. долл. США, в рамках казахстанско-германского свыше 2,5 млрд. долл. США.

В 1 полугодии 2010 года проведен ряд двусторонних встреч с представителями иностранных компаний, в том числе с руководством транснациональных компаний, по вопросам их привлечения в несырьевые отрасли экономики Казахстана, среди них: «Toyota» (Япония), «Millenium Financial Corporation», «Al-Hilal Bank» и др. (Объединенные Арабские Эмираты), «Samsung», «Hyundai», «Seoul Semiconductor», «KORES» и др. (Южная Корея), «Funke Gruppe» и др. (Германия), «Alstom», «CEIS», «EADS Eurocopter» (Франция) и другие.

Определение допустимых объемов внешнего правительственного заимствования осуществлялось в соответствии с учетом одобренных Международным Валютным Фондом, параметров ПГИ от 51 до 82% от дефицита госбюджета.

Таблица 2. Перечень инвестиционных проектов (млн. долларов США)

№ п/п

Наименование проекта

Общая стоимость проекта

Период реализации (годы)

Размер гос. гарантии

Заемщик

1

Обновление пассажирского вагонного парка Республики Казахстан

100,00

2007-2010

100

АО «НК «?аза?стан темір жолы»»

2

Расширение Актауского международного морского торгового порта в северном направлении

248,50

2006-2008

62

РГП «Актауский международный морской торговый порт»

3

Строительство Мойнакской гидроэлектростанции

250,00

2005-2009

75

АО «Мойнакская ГЭС»

Одновременно продолжалась прямая поддержка торгуемых отраслей. Так, постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 апреля 1996 года N517 «О дальнейшем развитии титано-магниевой промышленности Республики Казахстан» Государственному Экспортно-импортному банку Республики Казахстан и акционерному обществу "Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат" предписывалось разработать предложения по схеме финансирования первой очереди 4-го пускового комплекса титано-магниевого комбината с привлечением собственных и иностранных кредитных ресурсов, а также ряд других мер по инвестированию в различные проекты этой отрасли.

Кредитовались инвестиционные проекты по организации и развитию производства преимущественно следующих видов деятельности:

  • переработка сельскохозяйственных продуктов;
  • текстильная и швейная промышленность;
  • производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
  • производство древесины и деревянных изделий;
  • производство мебели;
  • производство бумаги и картона;
  • химическая промышленность;
  • производство резиновых и пластмассовых изделий;
  • производство неметаллических минеральных продуктов;
  • производство строительных материалов;
  • производство машин и оборудования;
  • производство электрического и электронного оборудования;
  • производство транспортного оборудования;
  • фармацевтическая и медицинская промышленность.

Кредитование инвестиционных проектов осуществлялось на предприятиях, где не менее 51 процента уставного капитала является собственностью казахстанских юридических и физических лиц, исходя из критериев импортозамещающей или экспортоориентированной направленности проекта.

Министерство энергетики, индустрии и торговли давало заключения по инвестиционным проектам в государственный Эксимбанк на предмет их соответствия отраслевым программам развития, проводило оценку степени соответствия проектов критериям отбора, далее комплексную экспертизу проектов осуществляли Эксимбанк и банки второго уровня»

Следует учесть, что политика импортозамещения и поддержки отечественного производителя равнозначна вытеснению зарубежных инвесторов. В странах Вышеградской группы, когда правительства этих стран сосредоточились на инвестировании инфраструктуры и социальной сферы, в торгуемые сектора, напротив, произошел массированный приток зарубежных инвестиций, в расчете на душу населения значительно превосходивший показатели РК, РФ, Беларуси и других стран СНГ.

Первоочередная задача на пути модернизации экономики – превратить нефтегазовую промышленность из «двигателя экономического роста» во «флагмана экономического развития». Развитие нефтегазовой промышленности предполагает не только наращивание физических объемов добычи сырья, но и превращение нефтегазовой промышленности в высокотехнологичный сектор, занимающий ведущие позиции в экономике страны. Нефтегазовый сектор должен стать образцом для остальной экономики. В нем должны находиться самые лучшие кадры, использоваться новейшие машины и оборудования, применяться самые новейшие технологии, соблюдаться самые высокие экологические стандарты и стандарты техники безопасности, достигаться высокая производительность труда, присутствовать надежная система социальной защищенности работников.

Зарубежные нефтегазовые компании, которые помогают нам осваивать наши месторождения, дают нам прекрасную возможность научиться у них, перенять от них опыт и навыки.

Учитывая базовую структуру национальной экономики, которая опирается на сырьевые ресурсы, можно выделить два типа диверсификации.

Диверсификация первого типа – переход сырьевых производств на более высокий передел, развитие обрабатывающей промышленности на базе сырьевых ресурсов и производство товаров с более высокой добавленной стоимостью.

Например, это переход с экспорта нефти на экспорт продуктов нефтехимии, переход с экспорта железных и цветных металлов на экспорт готовых металлических изделий. Здесь, несомненно, у Казахстана есть явные конкурентные преимущества.

Диверсификация второго типа – развитие новых производств обрабатывающей промышленности, Например, это производство и экспорт автомобилей, бытовой техники, станков и оборудования, одежды и обуви, продуктов питания.

По объективным причинам в ближайшее десятилетие (а может и в ближайшие двадцать лет) локомотивом экономического роста будет оставаться нефтегазовая промышленность, а ее доля в ВВП будет продолжать расти.

Надо признать, нефтегазовый сектор Казахстана в последние годы был как «нефтегазовый анклав». Поэтому необходимо связать нефтегазовый сектор с остальной экономикой и сделать ее опорой политики диверсификации, как первого типа, так и второго типа.

Только в этом случае рост добычи нефти и газа и развитие на этой базе нефтехимической промышленности будет сопровождаться развитием отраслей обрабатывающей промышленности и сектор услуг, обслуживающих нефтегазовую и нефтехимическую промышленность.

Устойчивые связи между нефтегазовым сектором и остальной экономикой позволит сформировать целый ряд отраслей, которые получат возможность развиваться на первоначальном этапе через сервисное обcлуживание нефтегазового сектора.

В этом и заключается прорывной характер нефтегазового сектора, который должен дать толчок технологическому и инновационному развитию всей экономике Казахстана.

Индустриальная политика неразрывно связана с территориальной политикой. Усиление роли государства в экономической политике предполагает реализацию рациональной и эффективной политики территориального развития, которая должна учитывать большую территорию и низкую плотность населения и быть направлена на развитие городов с большим потенциалом роста и экономической активностью. Территориальная концентрация экономической деятельности может обеспечить мощный импульс для развития близлежащих территорий.

Литература:

  1. Статистический ежегодник Казахстана// Statistical Yearbook of Kazakhstan: Статистический сборник// Под ред. К.С. Абдиева – Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2003, с. 370-371
  2. Гахов С.. Заборцева Е., Конкурентоспособность Казахстана. Как нам войти в клуб «пятидесяти» [сылка более недоступна}
  3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года N 1332 О Концепции достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики Республики Казахстан на 2008-2015 годы .
  4. Сейткасимов Г.С. Инвестиции и конкурентоспособность экономики// Проблемы соврем. экономики. - СПб., 2009.
  5. Портер М. Конкурентоспособность Казахстана: программа достижения диверсификации экономики: Презентация. - Астана, 2005г.