Каталог статей

Воробьёва Е.М.

Проблемы эффективности участия в выставках

В секторе В2В выставки являются одним из ключевых элементов маркетинга, поскольку именно здесь в концентрированном виде собираются одновременно “спрос и предложение”. При этом предприятия затрачивают на выставочную деятельность в среднем примерно 40% своего рекламного бюджета. Однако, это оправданные рекламные расходы – обычные каналы СМИ малоэффективны в данном секторе.

  • Участвуя в выставках, компания должна иметь в виду, что быстрой отдачи от подобных мероприятий получить невозможно. Однако, именно выставки могут сформировать долгосрочные партнерские отношения, а также скорректировать маркетинговую политику организации.
  • Участвуя в выставках, компания получает широкие возможности для своего развития: профессиональное общение, новые контакты, расширение рынков сбыта и сфер деятельности.

Проведение выставок, ярмарок и презентаций в настоящее время стало настолько привычным, что уже можно говорить о развитии культуры в бизнесе страны. Как показывает практика, для крупных компаний участие в выставках и ярмарках значительно увеличивает объемы реализации товаров и услуг, а также количество заключаемых договоров на поставку продукции, большая часть которых осуществляется непосредственно на выставочных стендах компаний.

На мой взгляд, множество компаний не используют в полной мере свои маркетинговые возможности в рамках выставки, снижая, тем самым, эффективность участия в ней.

Сейчас, о будущей ярмарки или выставки порой рисуются перспективы, с которыми не всегда можно согласиться. Например, «физическое присутствие в качестве посетителя ярмарки стало не обязательным». Этот вывод основан на широком использовании телекоммуникаций, т.е. происходит замена классической ярмарки «телеярмаркой». С технической точки зрения это осуществимо. Но в этом случае пропадает сама атмосфера. А именно она в значительной степени способствует успеху развития компании и продаж на ярмарках.

Часто можно услышать, что ярмарки изжили себя, однако значение и результативность ярмарок и выставок все еще очень велики. В Украине

выставки и ярмарки Украины проходят в 35 городах, работает более 120 организаторов выставок. В год проводится более 550 выставок и ярмарок.В них принимает участие 25.000 экспонентов, количество посетителей превышает 5,5 млн. Основными центрами выставочной деятельности являются Киев, Донецк, Львов, Харьков, Днепропетровск, Одесса.

Украинские компании активно участвуют в международном выставочном движении. На сегодняшний день в Украине насчитывается 8 членов UFI, из них 3 организатора выставок ("Киевский международный контрактовый ярмарок", "Евроиндекс", "Внешэкспобизнес"), один организатор и одновременно экспоцентр ("ЭкспоДонбасс"), два экспоцентра ("КиевЭкспоПлаза", Выставочно-конгрессный центр "Внешэкспобизнес"), одна ассоциация (ВФУ), один ассоциированный член ("Карше"). Две компании ("ЭкспоДонбасс" и Экспоцентр Украины) являются членами МСВЯ, две компании ("Киевский международный контрактовый ярмарок" и "Евроиндекс") - членами восточноевропейского выставочного союза CENTREX. Четыре выставки получили статус "UFI Approved Event".

Можно говорить о том, что за время развития выставочная отрасль в Украине в целом завершила свое формирование. Наблюдается рост стандартов организации и сервиса, динамично расширяется международное сотрудничество. Наиболее крупные выставки проводятся по тематикам: строительство, мебель, автомобили, промышленные технологии. К наиболее конкурентным тематикам относятся строительство и продукты питания.

В настоящее время основными задачами, требующими решения, являются: стандартизация выставочной деятельности, внедрение статистической отчетности и сертификации, расширение практики независимого аудита (сегодня аудит проводят только 2 организатора).

Одной из основных проблем выставочной отрасли в Украине является ее высокая степень раздробленности. Для сравнения: в Польше ежегодно проходит 230 выставок общей площадью 650,000 кв. м, в Украине - 550 выставок общей площадью 350,000 кв.м. Такая раздробленность влечет за собой низкие темпы накопления инвестиционного потенциала, ноу-хау и опыта.

Украинские выставочные компании надеются на то, что продолжение экономического роста, развитие международного сотрудничества приведут к росту выставок, повышению стандартов выставочной деятельности, внедрению аудита и сертификации выставок, строительству экспоцентров в регионах.