Каталог статей

Абдуллина Р.И.

Реформирование системы образования в современных условиях

Интеграционные явления, происходящие в современном мире, коснулись всех сторон жизнедеятельности общества. Государство, которое имеет намерение идти в ногу с международными процессами, уделяет пристальное внимание всем проявлениям глобализации, ставшим уже неизбежностью. В быстро меняющемся мире, возможно, не столь важно быть впереди по показателям социально-экономического развития, а важнее быть гармонизированным в общемировые тенденции.

Подписание Казахстаном Лиссабонской Конвенции делает нашу страну участницей целого ряда международных соглашений, проектов и программ. Концепция развития системы образования в Республике Казахстан до 2015 года как основополагающий методологический документ процесса модернизации всей системы образования отражает современные тенденции ее развития.

Образование должно создавать условия и гарантии качества, что достигается путем сертификации систем менеджмента качества, преподавателей вузов и аккредитации образовательных программ. Аккредитация организаций образования является процедурой признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным требованиям и стандартам с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов их усовершенствования.

Внедрение международной модели аккредитации позволит:

  • перейти от старой системы оценки качества образования к системе, признанной и широко практикуемой в США и развитых европейских странах;
  • заимствовать передовую международную методологию и технологию, обеспечив академическую мобильность студентов и преподавателей вузов;
  • предоставить объективную информацию обществу о соответствии качества подготовки специалистов в отечественных вузах современным требованиям.

Основные цели внедрения аккредитации:

  • внедрение международной модели аккредитации в контексте Болонского процесса (Стандарты и руководящие принципы);
  • повышение конкурентоспособности национальной системы высшего образования;
  • оказание помощи и поддержки вузам в разработке собственных систем обеспечения качества;
  • содействие совершенствованию качества подготовки студентов;
  • учет и защита интересов общества и прав потребителей, путем предоставления достоверной информации о качестве образовательных услуг;
  • публичное распространение информации о высших учебных заведениях, прошедших независимую экспертизу – аккредитацию.

Принципы аккредитации: добровольность, независимость; объективность; гласность и прозрачность. Для коллегиального и гласного рассмотрения вопросов сертификации аккредитационного органа в области образования планируется создание Национального совета по аккредитации. В состав Национального совета по аккредитации будут входить представители МОН РК, аккредитационных агентств, вузов, неправительственных организаций, студенческих организаций. НАЦ разработал стандарты и критерии оценки деятельности организации образования, в которой принимали участие вузы Казахстана, студенты и другие заинтересованные лица. Проведена экспертиза стандартов и критериев международными экспертами проекта ТАСИС «Поддержка развития и мониторинга системы обеспечения качества в сфере высшего образования в Казахстане». Стандарты институциональной аккредитации разработаны в соответствии с международной моделью на основе стандартов и руководящих принципов ЕПВО и стандартов американских региональных агентств.

Аккредитации вузов осуществляется по следующим этапам:

  • подача заявления;
  • заключение двухстороннего контракта;
  • процедура самооценки организации образования с составлением отчета;
  • представление отчета о самооценке в аккредитационный орган;
  • рассмотрение отчета о самооценке в аккредитационном центре;
  • разработка рекомендаций аккредитационным центром по представленному отчету о самооценке;
  • процедура внешней оценки – посещение вуза и отчет экспертов;
  • рассмотрение аккредитационным центром отчета о внешней оценке, рекомендаций экспертов и подготовка материалов для рассмотрения вопроса об аккредитации вуза аккредитационным советом;
  • рассмотрение вопроса об аккредитации вуза и принятие окончательного решения аккредитационным советом;
  • публикация отчета;
  • последующие процедуры для проверки устранения замечаний.

Срок рассмотрения аккредитационным центром отчета о самооценке, посещения вуза экспертами и принятия решений должен составлять не менее одного года. Срок действия аккредитации – 5 лет.

В РК внедрение институциональной аккредитации планируется проводить по следующим шагам:

  1. Проведение семинаров для руководителей вузов.
  2. Проведение семинаров для представителей вузов с целью подготовки отчетов самооценки в соответствии со стандартами институциональной аккредитации

Подготовка к институциональной аккредитации включает разработку:

  • методических пособий к стандартам институциональной аккредитации.
  • кодекса этики для эксперта при проведении внешней оценки.

В целом, при аккредитации вузов выполняются следующие задачи:

  • проведение консультации признанными зарубежными аккредитационными агентствами для осуществления международной аккредитации ведущих вузов страны;
  • создание научно-методических и правовых основ институциональной и специализированной аккредитации вузов и образовательных программ;
  • совершенствование процедуры аккредитации и разработка новых критериев оценки деятельности вуза;
  • проведение аккредитации вузов Национальным аккредитационным центром и другими аккредитационными агентствами.

Система обеспечения качества состоит из внутренней и внешней оценки качества. Внутренняя оценка качества основана на аудите, SWOT-анализе, самооценке, мониторинге.

Внешняя оценка качества основана на требованиях аккредитации (национальной и зарубежной), госаттестации, государственного образовательного стандарта РК и международных агентств по стандартизации. В целом, объектами качества выступают: студенты, преподаватели, учебные материалы. В этой связи повышению качества способствует:

  • система по работе со студентами (система по изучению мнения студентов);
  • работа с выпускниками (трудоустройство, обратная связь);
  • работа с работодателями (выявление потребностей, запросов и требований к молодым специалистам).

В то же время связь с индустрией имеет определенные преимущества для вуза:

  1. Совместная научная работа с предприятиями.
  2. Доступ к современной технике и оборудованиям.
  3. Профессиональная ориентированность программ.
  4. Возможность трудоустройства выпускников.
  5. Консультативная работа для ППС.
  6. Возможность переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятии в вузе.
  7. Совместная работа в реальной научно-технологической среде.

Для индустрии также есть свои преимущества: привлечение консультантов из вузов, подготовка и переподготовка специалистов в вузе, совместная исследовательская работа по развитию бизнес-структуры, хорошо подготовленные выпускники вуза.

Таким образом, для Республики Казахстан развитие науки и образования становится неотъемлемым условиям повышения конкурентоспособности экономической системы, способом занять достойное место на региональном и мировом уровнях, укрепить государственность и развивать национальные интересы.

Литература:

  1. Афанасьев А.Н., Болонский процесс в Германии / А. Н. Афанасьев // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С.54-57
  2. Байденко В.И., Болонские реформы: некоторые уроки Европы / В. И. Байденко// Высшее образование сегодня. – 2004. № 2. С. 1419.
  3. Кунанбаева С.С., “Болонская конвенция и международное научнообразовательное пространство” – круглый стол, Алматы, 2007
  4. Рахимбек Х. М., зав. лаб. содержания и стандартов высшего образования ИНО КАО им. Ы. Алтынсарина, доктор педагогических наук94Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс