Каталог статей |
Толмачева Е.В., Кукина А.В Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина Бухгалтерский учет в ГерманииЦелью данной статьи является исследование особенностей бухгалтерского учета в Германии. Актуальность статьи объясняется тем, что в настоящее время для Украины является целесообразным применение опыта зарубежных стран и в частности Германии в процессе адаптации бухгалтерского учета к мировым стандартам. Система бухгалтерского учета Германии имеет давние традиции и ориентирована, прежде всего, на четкое соблюдение норм принятого законодательства. Государство создает определенные общепринятые условия хозяйствования, которые обязательны для всех хозяйствующих субъектов и должны строго соблюдаться. Бизнес имеет тесные связи с банками, которые являются основными пользователями бухгалтерской отчетности и удовлетворяют финансовые запросы компаний. Среди западных учетных систем бухгалтерский учет Германии выделяется тесной взаимосвязью коммерческого и налогового учета, значительным проявлением формализма и консерватизма.[1] Как уже отмечалось, основными поставщиками капитала для немецких компаний являются не индивидуальные инвесторы, а крупные банки. С помощью собственных аудиторских фирм они устанавливают каноны предоставления финансовой информации. В качестве регуляторов, формирующих учетные стандарты и процедуры, традиционно выступают центральные власти государства. Перед немецким бухгалтерским учетом ставится ряд следующих задач:
Торговое и налоговое законодательство при ведении бухгалтерского учета предписывает соблюдать следующие принципы и критерии:
На основании предварительной кодировки учетных документов хозяйственные операции в хронологическом порядке заносятся в мемориальные ордера. Здесь фиксируются дата, номер документа, описание операции (содержание бухгалтерской записи), сумма и бухгалтерская проводка.[1] Проводки составляются с учетом применения общепринятого в Германии в отличие от стран с англо-американской системой учета законодательно установленного плана счетов. Единая для предприятий всех форм собственности номенклатура счетов имеет ряд преимуществ:
Законодательное регулирование форм и содержания финансовой отчетности в Германии существует только для юридических лиц и крупных организаций без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели и товарищества). В состав обязательной финансовой отчетности входят баланс, отчет о прибылях и убытках, а также пояснительная записка. Отчет о движении денежных средств обязателен только для тех компаний, акции которых котируются на бирже. Представление бухгалтерской отчетности основано на следующих законодательно закрепленных принципах: 1) отчеты должны быть ясными и понятными — то есть финансовая отчетность должна быть доступной для понимания широкому кругу пользователей; 2) сальдирование дебиторской и кредиторской задолженности, а также доходов и расходов недопустимо — активы и обязательства не должны взаимозачитываться; 3) учет ведется исходя из предположения о непрерывности деятельности предприятия — методологический принцип, в соответствии с которым считается, что предприятие будет существовать вечно; 4) признанию подлежат все ожидаемые убытки, относящиеся к периоду до составления баланса, прибыль же признается, только если она реализована — то есть необходимо выбирать наименьшую оценку для активов и доходов и наибольшую для обязательств и расходов; 5) учет должен вестись в соответствии с принципом начислений — то есть отражение финансовых последствий хозяйственных операций должно происходить в те периоды, когда они имели место, а не в периоды, когда были получены или выплачены денежные средства; [2] Таким образом, в последние десятилетия наметилась тенденция устойчивых преобразовательных процессов в бухгалтерском учете Германии. Однако, несмотря на влияние процессов глобализации различия между международными стандартами финансовой отчетности и национальными стандартами Германии остаются весьма значительными. Литература:
|