Каталог статей |
Клименко О.С. Теоретические основы конкуренции и факторы, влияющие на нееВ условиях рыночной экономики конкуренция выступает как важный фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции, снижения затрат и стабилизации экономического роста.[2]. Проблемами развития конкурентных отношений занимается ряд ученых – экономистов, таких как Аукуционек С.П., Балабанова Л.В., Большаков С.В., Стародубровская И., Харитонов В.К. и др. Целью данного исследования является определение конкуренции в современных условиях и факторов влияющих на нее. Конкуренция - основная объективная закономерность товарного производства, рыночной экономики, что проявляется в борьбе (соревновании) товаропроизводителей, организаций и учреждений производственной и непроизводственной сферы за лучшие условия производства и сбыта товаров и услуг, завоевание лучших условий и приоритетов на рынке с целью достижения максимальных прибылей.[1] Так же конкуренцию определяют как, борьбу между производителями за получение наивысшей прибыли [4]. На мой взгляд, если не требовать в определении научной строгости, то можно сказать, что конкуренция – это когда кто – то с кем – то конкурирует. Другими словами, есть люди, которые делают что-то не сами по себе, а в связи с тем, что предпринимают другие. Это и есть конкуренция в обыденном понимании. Конкуренция полезна для общества: стимулирует рациональное использование материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов, вынуждает производителей постоянно возобновлять ассортимент, пристально следить за научно-техническими новинками и активно внедрять их в производство. Результаты такого соперничества оценивают сами потребители, отдавая предпочтение тем или другим товарам при их покупке. Итак, конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки. Преимущества:
Вместе с тем конкуренция имеет и отрицательные черты: является одной из причин безработицы, прямо или опосредствованно влияет на неравномерное распределение доходов между разными группами населения приводит к разорению мелких товаропроизводителей способствует концентрации производства, отсюда - значительному обогащению крупных собственников может порождать монополию со всеми ее негативными последствиями.[5] Недостатки конкуренции:
Осознание необходимости в экономическом соревнования производителей, стимулирует рост конкуренции, что способствует успешному развитию народного хозяйства. Такая необходимость объясняется прежде всего невозможностью действенной системы материальных стимулов. В недавнем прошлом доминировало стремление сделать стержнем этой системы стимулы, устанавливаемые "сверху", в директивном порядке. Но эффективность такой системы была весьма ограничена. Именно принудительная сила конкуренции побуждает фирмы предпринимать энергичные усилия, чтобы снизить свои издержки производства и сбыта до минимального уровня. Иными словами, угроза огромных материальных потерь во многих случаях заставляет предпринимателя "добиться невозможного" и "подогнать" свои издержки к низким рыночным цена. В целом же, эта форма экономических отношений несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике. Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.[3] Экономическая роль конкуренции заключается в том, что конкуренция является двигателем экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае. если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.[3] Литература:
|