Каталог статей

Кочевой М.Н.

Одесского национального университета им. И.Мечникова

Уровень экономической безопасности и возможности экономического роста украинского Причерноморья

Исследования, проведенные в ОНУ им. И. Мечникова позволили выявить разную степень устойчивости экономики территорий Одесской, Николаевской и Херсонской областей, которые являются территориями экономического бедствия, где имеет место тотальное превышение индикаторов экономической безопасности.

Старопромышленный регион Причерноморья страдает обширньм спектром "болезней", требующих комплексного подхода к "лечению", т. е. нецелесообразно проводить интенсивную "терапию" только в направлении локализации и нейтрализации отдельных "очагов" (или экология, или АПК, или конверсия военно промышленного комплекса). Впервые возникла ситуация, когда требуются усилия для поддержания регионального хозяйственного комплекса хотя бы в его существующем состоянии и недопущения отклонения в сторону малорегулируемого состояния ни одной из сфер жизнедеятельности.

Преодоление регионального технического отставания должно осуществляться перманентно и только в комплексе с развитием других сфер жизнедеятельности.

Для старопромышленного региона процесс выхода из кризиса носит затяжной характер и корреспондируется с переходом на модель регионального устойчивого развития.

В период выхода из кризиса повышается роль государственного регулирования на территории региона (как на государственном, областном, так и местном уровнях), особенно в части адресной финансовой безвозвратной помощи и обеспечения социальной защищенности проживающих на территории.

Выход из создавшегося критического положения видится в комплексной научно обоснованной переструктуризации промышленности на базе предоставления режима наибольшего благоприятствования региону в части налогового законодательства, бюджетно - финансовой политики и правовой защищенности субъектов рынка на территории, оживления внутреннего научно - технического потенциала территорий, взаимоувязки с перспективами развития сопредельных территорий (Приднестровья, Молдовы и Румынии), государственной поддержки и управления кризисными процессами.

При реализации разработанных в ОНУ им. И. Мечникова сценариев преодоления технического отставания предпочтение следует отдавать сценарию "Повышение конкурентоспособности экономики территории на основе адресного стимулирования развития научно - технического потенциала".

В связи с важностью проблемы снижения дестабилизирующих тенденций в Украиском Причерноморье возникла необходимость создания регионального Центра по экономической безопасности с представительствами на территориях, который скоординировал бы исследования по диагностике состояния хозяйственного комплекса.

Основа концепции экономического механизма преодоления регионального технического отставания (ЭМПРТО) состоит в использовании и развитии регионального внутреннего научно - технического потенциала и смещении акцента с милитаризованного и "тяжеловесного" производства на гибкую специализацию со взаиморазвитием всех сфер жизнедеятельности.

Принципиален возврат к разработке региональных средне - и долгосрочных научно технических прогнозов по приоритетным областям науки и техники с учетом периодичности смены поколений техники и цикличности развития.

В связи с этим необходимо принятие государственного закона о целевых программах (в том числе программах НТП, преодоления технического отставания и т. п.), который бы закрепил их содержание, алгоритм формирования, финансирования (из государственного; регионального бюджетов и с помощью внебюджетных средств) и условия реализации при соответствующем контроле и ответственности за выполнение программ.

Принципиально придание национального статуса региональной научно - исследовательской программе "Научные и технико - экономические основы структурной перестройки экономики Причерноморского региона с приоритетным решением социальных и экологических проблем".

Размещение централизованных бюджетных и инвестиционных ресурсов возможно только на конкурсной основе через межотраслевые территориальные комитеты (комиссии) по экспертизе.

Региональная селективная финансово – кредитная политика, направленная на стабилизацию и развитие научно технической деятельности территорий, должна, с одной стороны, базироваться на многоканальной системе фиансирования инвестиционной деятельности (с соответствующими финансовыми инструментами), а с другой – способствовать гарантированному и эффективному осуществлению вложений.

Любой процесс трансформации болезнен тем более, если он касается таких в большой мере зависящих от бюджета сфер, как наука и научное обслуживание и ВПК. Реализация целей и задач может проводиться только в условиях кадровой конверсии с учетом социальной адаптации работников.

Поэтому наряду с многофункциональными управлениями социальной защиты и центрами переподготовки кадров на территориях целесообразно создание центров социальной защиты работников науки и высшей школы, центров массового экономического образования (применительно к инновационной деятельности) и биржи интеллектуального труда. Региональные банки данных о специалистах, ученых, ВТК по различным областям науки и техники позволили бы рационализировать научную межведомственную "миграцию" на территориях Украинского Причерноморья, а инжиниринговые центры (в рамках государственной инжиниринговой сети) - аккумулировать достижения НТП и защитить их от "несанкционированного" вмешательства.