Каталог статей

Добровольская О.П. к. геогр. н., доцент

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского (г. Симферополь)

Анализ проблем обеспечения экологической безопасности регионального развития в Украине

Проблемы обеспечения экологической безопасности в Украине уже несколько лет находятся на повестке дня научных изысканий в связи с формированием национальной модели устойчивого развития. Переход к устойчивому развитию тесно связан с определенным методологическим ориентиром в сфере экологической безопасности – с формированием экологической парадигмы перспективного развития Украины. Причем особенности формирования политики природопользования и экологической безопасности связаны со специфическим переходным состоянием (трансформацией) экономики Украины, которая в отличие от государств Центральной и Восточной Европы, длиться довольно долго. Целенаправленная экологическая политика государства, которая базируется на идеальной теоретической модели взаимоотношений экономики и окружающей среды в условиях достигнутого уровня развития производительных сил призвана обеспечить оптимальную жизнедеятельность и воспроизводство населения. Рационализация природопользования выступает одним из направлений политики обеспечения экологической безопасности государства. Однако этот процесс сопровождается возникновением целого спектра проблем, связанных с влиянием различных факторов как внутригосударственного, так и внешнего воздействия. Так, среди факторов, лимитирующих достижение экологической безопасности в Украине, можно выделить:

  • высокий общий уровень антропогенной нагрузки на территорию. Согласно исследованиям специалистов Совета по изучению производительных сил НАНУ, уровень техногенной нагрузки на окружающую среду в Украине превышает аналогичный показатель развитых государств более чем в 5 раз;
  • загрязнение окружающей среды, которое наблюдается по всем компонентам природного комплекса. Так, только уровень загрязнения атмосферы в Украине превышает ПДК в 18 крупнейших городах, среди которых: Кривой Рог, Мариуполь, Запорожье, Красный Луч, Горловка, Стаханов. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха выступают предприятия металлургии (36%), и энергетики (32%). Отмечается превышение санитарных норм среднегодовой концентрации в воздушной среде формальдегида в 4 раза, фенола и аммиака в 2 раза, диоксида азота в 1,5 раза. Практически повсеместно наблюдается деградация почв и уменьшение площадей плодородных земель, увеличения доли эродированных земель на 80 тыс. гектар ежегодно. Кроме

    Кроме того, наблюдается дефицит качественных водных ресурсов в результате превышение санитарных норм загрязнения поверхностных вод фенолами, соединениями азота, тяжелыми металлами, органическими веществами особенно в бассейнах рек Северский Донец, Днестр, Дунай, Днепр, Тисменица. Огромной проблемой Украины является увеличение объемов промышленных и бытовых отходов, ежегодный прирост которых на единицу площади больше, нежели в США и государствах ЕС;

  • нерациональность отраслевой структуры производства, в рамках которой значительную долю имеют природозатратные отрасли: черная металлургия, химическая промышленность, тяжелое машиностроение, строительная индустрия;
  • структурная деформация экономики с преобладанием добывающей промышленности и ресурсоемких производств;
  • экстенсивный тип развития сельскохозяйственного производства, которое не в состоянии обеспечить население государства экологически безопасными продуктами питания;
  • отсутствие экологически обоснованных планов и проектов экономического развития, которые разрабатываются соответствующими подразделениями министерств и ведомств на основе ведомственных методик и инструкций, нормативно-технической документации;
  • отсутствие действенных административно-экономических механизмов защиты окружающей среды;
  • низкий уровень экологической культуры и образованности населения;
  • высокий уровень энергоемкости отраслей и отдельных производств в экономике Украины;
  • неравномерность территориальной концентрации производства, которая проявляется в размещении в пределах одних и тех же регионов множества промышленных и сельскохозяйственных производств;
  • высокий уровень изношенности основных производственных фондов, который способствует усилению вероятности техногенных аварий со значительными негативными последствиями;
  • нерациональное использование природно-ресурсного потенциала государства. Увеличение антропогенного влияния на лесные насаждения, сопровождается сокращением численности многих видов растений и животных, запасов охотничьих и рыбных ресурсов. В результате техногенного воздействия лесные насаждения теряют экологическую и хозяйственную ценность, уменьшается их обеззараживающая функция;
  • проблема обеспечения населения государства доступом к качественным рекреационным ресурсам;
  • проблемы, обусловленные аварией на Чернобыльской АЭС, негативные последствия которой не имеют аналогов.

    Помимо факторов, внутригосударственного влияния на процесс достижения экологической безопасности, существует и группа факторов внешнего проявления, к числу которых следует отнести:

  • негативные тенденции международной специализации экономики Украины и ориентация на производство продукции экологически опасных отраслей;
  • трансграничное загрязнение атмосферного бассейна территории, а также ее внутренних вод;
  • структурное отставание Украины от государств-лидеров в системе мировой экономики, результатом которого выступает обострение внутренних экологических проблем;
  • импорт в Украину недоброкачественной продукции, экологически вредных отходов производства.

Следует отметить также отсутствие единого подхода к решению проблемы обеспечения экологической безопасности, особенно в отношении механизма ее обеспечения. В Украине отсутствует единая стратегия обеспечения экономического развития с учетом рыночных условий и требований экологической безопасности в регионе, отсутствует управленческий учет эколого-экономической деятельности. На большинстве предприятий не осознана необходимость экологического менеджмента, экологического маркетинга, экологического аудита и других инструментов достижения экологической безопасности. Формирование методических основ развития регионального управления природопользованием, обеспечивающего эффективное функционирование экономики региона и его субъектов, затруднено из-за недостаточного анализа экономических и управленческих проблем обеспечения экологической безопасности.

Экологическая безопасность в регионе предполагает наличие таких долгосрочных взаимоотношений его субъектов с природной средой, которые способны обеспечить прогрессивное устойчивое развитие. Управление экономикой региона с учетом экологической безопасности должно базироваться на сбалансированном регулируемо-рыночном механизме и разработанной методической базе управления эколого-экономической деятельностью предприятий региона. Особая роль в этом процессе принадлежит региональным органам управления экологической компетенции, на которые возлагается ответственность за комплексное и экономически безопасное развитие подведомственной территории, ее эколого-экономической базы.

Достижение экологической безопасности регионального развития требует, на наш взгляд, проведения системы мероприятий, направленных на поддержание динамического равновесия и стабильности взаимодействия природной и общественной составляющих в пределах эколого-социально-экономических систем, удовлетворение потребностей каждого индивида и общества в целом в качественных параметрах окружающей природной среды, среди которых: организация, управление и контроль выполнения требований экологической безопасности; планирование и координирование комплексных программ охраны окружающее среды и рационального природопользования; контроль выполнения единой государственной политики, направленной на обеспечение экологической безопасности общественного развития; предупреждение и ликвидация экологических последствий промышленных аварий, природных катастроф и стихийных бедствий; оценка состояния экологической безопасности по всей территории Украины и отдельных ее административно-территориальных единиц.

Реализация мероприятий, направленных на достижение, поддержание и контроль выполнения требований экологической безопасности невозможна без согласованного участия различных министерств, ведомств, организаций и учреждений и как следствие – внедрения эффективного организационно-экономического механизма управления. Только в этих условиях возможен переход от биосферы к ноосфере – сфере разума, о необходимости которой писал В.И. Вернадский.