Каталог статей |
Тымчина Л.И., Захарова А.В. Анализ изменений ставки налога на добавленную стоимоть и последствий для экономики УкраиныДля поддержания социально-экономической деятельности государства необходимо помимо рационального расчета доходов и расходов, без угнетения налогоплательщиков быстро пополнить бюджет страны. Как известно в основном бюджет пополняется за счет налогов. Необходимо проанализировать как за счет снижения налоговой ставки на НДС увеличатся поступления и стимулируется экономический рост. Одной из основных целей украинского государства является создание стабильной налоговой системы, для того чтобы повысить конкурентоспособность государства. Необходимо создать условия для роста экономической активности субъектов ведения хозяйства. Современная система государственных доходов отображает неравномерную налоговую нагрузку, низкий уровень налоговой дисциплины, имеет преимущественно фискальный характер и нестабильную законодательную базу. Эти недостатки привели к ряду серьезных проблем в наполнении бюджета и возможности погасить гоударственный долг. В сводном бюджете Украины поступления от косвенных налогов являются основной частью налоговых доходов государства. Налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы. Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. На каждом предприятии ведется бухгалтером учет по обязательством перед государством. Для аналитического учета обязательств и налогового кредита по НДС по операциям, используется аналитический счет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» субсчет 641 «Расчеты по налогам». Предприятие имеет право на налоговый кредит, которое учитывается на субсчете 644 "Налоговый кредит", а после реализации товара или услуг начисляются налоговые обязательства на субсчете 643. Все страны мира стремятся снизить налог на добавленную стоимость не смотря на то что это один из основных налогов, который формирует и увеличивает бюджет страны. Действующая система взыскания НДС в развитых странах имеет более гибкий характер. В Германии основная ставка составляет 14%, действует также льготная 7%. Во Франции основная ставка НДС - 18% сниженная 5,5%. В Италии их пять: льготная - 4% и нулевая, основная 9% и две повышении 19% и 38%. За льготной 4% ставкой облагаются налогом предметы первой жизненной необходимости (хлеб, молоко и другие предметы питания, а также газеты и журналы). Основная ставка 9% используется для широкого круга промышленных товаров (изделий). Продукты и спиртные напитки, которые реализуются через ресторан, а также бензин и нефтепродукты облагаются налогом за ставкой 19%. Наивысшая ставка применяется к предметам роскоши (мех, ювелирные изделия, спортивные автомашины). Согласно с Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 3.04.97 года в Украине утвержден 20% - основную ставку и нулевую, то есть льготную ставку. Новый налоговый кодекс предпологает снижение НДС до 17% и введение для отдельных операций нулевой ставки. Нулевая ставка НДС будет применяться при экспорте, при продаже внутри страны лекарств, детского питания, оказании услуг образования и медицины. Более низкая ставка НДС позитивно влияет на деятельность отечественных производителей, выпускающие продукцию с высокой долей добавленной стоимости, что должно послужить стимулом к ускорению экономического роста. Изменение налоговой ставки приведет к снижению валовых издержек производства и, в свою очередь, снизит себестоимость товаров и услуг, что позволит национальным товарам быть более конкурентноспособными. Данные изменения приведут к увеличению экспорта. Позитивно изменения отразятся и в сфере инвестиций, так как новая ставка стабилизирует социальное настроениеи увеличит подкрепленный денежный спрос, что в последнее время вызывало сомнение у иностранных инвесторов. Снижение налоговых ставок влечет за собой количественное увеличение поступлений в бюджет. Данные изменения должны повлечь за собой увеличение ВВП в стране, за счет чего будет увеличиваться бюджет, тоесть развитие экономики страны будет происходить как по интенсивному пути, так и по экстенсивному. Снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 17% с 1 января 2014 года (с 1 января 2012 года — 19%, с 1 января 2013 года — 18%), как мы видим, будет происходить постепенно и в первое время ощущаться значительные изменения небудут. Более подробный анализ изменений связанных со снижением НДС возможно сдетать только после того как он будет введен и исользован в полном объеме, после 2014 года. Литература:
|