Каталог статей |
Балахонова О.В. Одесского национального университета им. И.Мечникова Управляемость социально-экономических процессов в регионах1. Проблема управляемости социально-экономических процессов становится в современных условиях одной из важнейших. Сохранение сложившихся подходов к преобразованиям в обществе в силу своей внутренней логики неизбежно приведет к всеобщему хаосу. Это вытекает из содержания национальной экономической стратегии, направленной на полный вывод государства из экономической жизни. 2. Следует различать управление и управляемость. Управление представляет собой воздействие на объект с целью придания ему предусмотренных заранее свойств, качеств, направлений движения. Управляемость есть внутреннее состояние объекта (явления, процесса, структуры), характеризующееся его готовностью к изменениям (преобразованиям, подвижкам) под влиянием установленных целенаправленных воздействий. Управление - это воздействие, а управляемость - это готовность к восприятию действий. 3. Обеспечение управляемости социально-экономических процессов предполагает решение двоякого рода задач. Во-первых, создание такого поведенческого облика предприятий, который обеспечивал бы добровольную готовность воспринимать определенные целенаправленные внешние импульсы и поддаваться их воздействию. Решение этой задачи предполагает осуществление всестороннего реформирования предприятий и механизма их функционирования. Во-вторых, создание таких внешних по отношению к предприятию условий, которые позволяли бы воздействовать на предприятия в нужном для общества направлении и обеспечивали бы возможности для регулирования рынка, исправления (восполнения) его недостатков, перераспределения доходов в пользу малоимущих. Решение этих задач предполагает осознание российской общественностью того общеизвестного в мировой экономической науке факта, что современная рыночная экономика не может полноценно функционировать без вмешательства государства в экономическую жизнь. 4. Сформировать и развить управляемость социально-экономических процессов смогут только структуры, имеющие соответствующие правовые возможности, т. е. органы государственной и региональной власти. Выполнить эту работу рыночные структуры не в состоянии не только потому, что они сами находятся в процессе становления, но и потому, что их цель является извлечение прибыли, а не решение общественно полезных задач. 5. Первоочередной задачей по обеспечению управляемости социально-экономических процессов является формирование современного цивилизованного национального рынка. Однако в силу всеобщей разбалансированности экономических связей, отмирания долговременных производственных контактов между предприятиями, нарушения воспроизводимости социальной защищенности всех категорий населения решение этой проблемы может начаться и произойти только через становление и развитие регионального рынка. 6. Исходным пунктом в деятельности областных правительств является установление емкости регионального рынка. Надо изучить местный спрос, его состояние и динамику. На этой основе сформировать потребительский облик региона. 7. Существенным шагом по формированию регионального рынка должно стать создание регионального информационного поля с включением в него региональных центров маркетинга, аналитических и иных структур, которые обеспечивали бы предприятия необходимыми сведениями о потребностях и возможностях региона. В настоящее время взаимная информация о производственной деятельности предприятий района, города отсутствует. Большинство предприятий на опыте своих экономических трудностей подошли к необходимости поиска партнеров не в дальних краях, а хотят установить деловые отношения с ближними соседями. Очень важно помочь им найти потребителей и (или) поставщиков в своем регионе. Это не только поможет предприятиям выживать за счет уменьшения транспортных расходов, но и активизирует экономическую жизнь в регионе путем предоставления работы друг другу. 8. Принципиальным пунктом формирования регионального рынка является развитие в регионе самодостаточного производственно- экономического комплекса, т. е. такого, который обеспечивал бы удовлетворение потребностей в основном за счет деятельности своих предприятий. Для этого надо развить недостающие производства, а избыточные перепрофилировать или сориентировать на экспорт с целью получения валютных доходов. 9. Составной частью формирования регионального рынка является развитие рыночных отношений по предоставлению услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве на локальном уровне, в том числе, например, по сбору отходов и уборке мусора, расчистке улиц от снега, ремонту сантехнического и инженерного оборудования в жилых домах, очистке сточных вод. Поскольку муниципалитеты и правительства областей распределяют значительную часть бюджетных средств, то их выделение подрядчикам следует переводить на конкурсную основу. Управление этими процессами будет строиться на определении муниципальными органами набора предлагаемых услуг и поощрении конкуренции при выделении их подрядчикам путем постоянного контроля за их исполнением. 10. Действия (усилия) по формирования управляемости социально- экономических процессов и развитию регионального рынка могут стать своего рода толчком, который позволит области начать выходить из затянувшегося экономического кризиса. |