Каталог статей

Кудабаева Л.А.

Реализация кластерной стратегии развития: мировой опыт

Кластерный подход к структурированию экономики, обоснованию стратегий экономической политики и повышению конкурентоспособности является общепризнанным в развитых странах. Кластеры являются основой экономики практически всех промышленно развитых стран.

Понятие кластера впервые введено в экономику американским экономистом Майклом Портером, который изучил данную проблему посредством исследования конкурентных позиций более 100 отраслей различных стран. М. Портер обратил внимание на то, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно не бессистемно разбросаны по разным развитым государствам, а имеют свойство концентрироваться в одной и той же стране, а порой даже в одном и том же регионе страны. Под кластером М.Портер понимает вертикальные (покупатель-поставщик) или горизонтальные (общие клиенты, технологии, посредники и т.п.) взаимоотношения, сами же рамки формирования кластера ограничены критерием величины экспорта. «Отраслевой кластер», по Портеру – «неформальное сообщество отраслевых и смешанных компаний, характеризующихся способностью взаимного усиления конкурентных преимуществ». [1]

Кластерный подход также используется в разработках шведских теоретиков. Их кластерная теория в основном формируется на структуре национальной экономики, а точнее на изучении взаимосвязей крупных шведских многонациональных корпораций. Здесь кластеры базируются на тезисе Е. Дахмена «о блоках развития». [2] Основой развития конкурентного успеха по Дахмену является наличие связи между способностью одного сектора развиваться и способностью обеспечивать прогресс - в другом.

Наиболее современные теории развития конкурентоспособности на основе кластеров разработаны В. Фельдманом. Преимущества данной теории заключаются в том, что они основаны на обширных эмпирических исследованиях диверсификационных форм в различных странах. [3] Суть теории заключается в следующем. Диверсификация часто следует матрице «затраты выпуск» или контактам между отраслями, связанными отношениями поставок к приобретения. Это согласуется с механизмами, которые ведут к образованию кластеров. Более того, наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе диверсификации.

Теория кластеров или промышленных групп получила свое продолжение в работах другого американского ученого М. Энрайта, который создал теорию «регионального кластера» и дав ему следующие определения. Региональный кластер – это промышленный кластер, в котором фирмы - члены кластера находятся в географической близости друг к другу. [4]

Региональный кластер - это географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства.

Таким образом, следуя теории Энрайта, конкурентные преимущества создаются не на национальном уровне, как у Портера, а на региональном, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организации производства и получения образования. Именно региональные кластеры нуждаются в целенаправленной поддержке государственных структур и исследовательских организаций.

В мире имеется опыт успешного функционирования кластеров в ряде стран как Германия, Финляндия, Израиль, Пакистан и др. Опыт этих стран показывает, что, кластеры наиболее эффективны для объединения и структуризации малых и средних предприятий. Многие исследователи видят единственный способ сохранения малых фирм в условиях глобализации и возрастающей международной конкуренции в объединении их в кластеры.

Проведенный анализ мирового опыта реализации кластерной стратегии по различным источникам, может быть обобщен в виде информации (табл.1).

Таблица 1

Мировой опыт реализации кластерной стратегии развития

Страна

Государство

Предприятия

Наиболее развитые кластеры

1

2

3

4

США

  1. Развитие научно-технологических партнерств.
  2. Предоставление кредитов и льготного налогообложения компаний осуществляющих программы НИОКР.
  3. Привлечение первоначального капитала

Концентрация предприятий в одном регионе и максимальное использование природного, научного, кадрового и интеграционного потенциала.

Информационных технологий, киноиндустрийный, автомобильный, аэрокосмический и др.

Япония

  1. Поощрение развития узкоспециализированных регионов.
  2. Привлечение из-за рубежа современных технологий.

Концентрация средних и мелких предприятий вокруг крупной компании.

Электротехнический,

автомобильный и др.

Финляндия

  1. Формирование уровня развития системы взаимодействия научных институтов и отраслей.
  2. Вложение в сферу развития человеческого потенциала.

Взаимодействие крупных, средних и малых предприятий.

Лесной, информационный, телекоммуникационный, металлургический,

машиностроительный и др.

Франция

  1. Централизованное регулирование инновационной деятельности.
  2. Стимулирование НИОКР для нужд промышленности.
  3. Бюджетные ассигнования наукоемких видов бизнеса.
  4. Снижение налога на инвестиции в НИОКР.

Концентрация предприятий вокруг крупной компании.

Парфюмерно-косметический, текстильный, пищевой, винодельческий и др.

Германия

  1. Поощрение развития высоких технологий.
  2. Поощрение консолидации усилий промышленности и научных центров.
  3. Финансирование промышленных кластеров из федеральных и местных источников.
  4. Законодательное регулирование рынка труда.

Взаимодействие крупных, средних и малых

предприятий.

Химический, полиграфический, машиностроительный, электрооборудование, мебельный и др.

Италия

  1. Предоставление льгот на экспорт товаров.
  2. Привлечение инвестиционных ресурсов.
  3. Регулирование рынка труда, поощрение роста кадрового потенциала.

Концентрация малых ремесленных и средних предприятий в определенной местности. Гибкое и равноправное сотрудничество предприятий.

Мебельно-интерьерный, пищевой, легкопромыщленный и др.

Таким образом, национальная конкурентоспособность во многом зависит от уровня развития отдельных кластеров. Этот факт имеет большое значение для правительственной политики и стратегии компании. Конкурентоспособность распространяется и вверх по технологической цепочке. Предприятия кластера заставляют поднять качество поставляемых им полуфабрикатов и, тем самым, вынуждают своих поставщиков также повысить конкурентоспособность.

Список использованной литературы

  1. Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ..: Уч. пос. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 495 с.: ил.
  2. Dahmen E. Entrepreneurial Activity and the Development of Swedish Industry, 1919-1939. - Stockholm, 1950.
  3. Feldman V.P., Audretsch D.В. Innovation in Cities: Science based Diversity, Specialization and Localized Competition // European Economic Review. – 1999. – № 43. – P. 31 – 39.
  4. Enright M J. Why Clusters are the Way to Win the Game? // Word Link, No: 5, July/August, 1992. – pp. 24-25.