Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Кудабаева Л.А. Реализация кластерной стратегии развития: мировой опытКластерный подход к структурированию экономики, обоснованию стратегий экономической политики и повышению конкурентоспособности является общепризнанным в развитых странах. Кластеры являются основой экономики практически всех промышленно развитых стран. Понятие кластера впервые введено в экономику американским экономистом Майклом Портером, который изучил данную проблему посредством исследования конкурентных позиций более 100 отраслей различных стран. М. Портер обратил внимание на то, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно не бессистемно разбросаны по разным развитым государствам, а имеют свойство концентрироваться в одной и той же стране, а порой даже в одном и том же регионе страны. Под кластером М.Портер понимает вертикальные (покупатель-поставщик) или горизонтальные (общие клиенты, технологии, посредники и т.п.) взаимоотношения, сами же рамки формирования кластера ограничены критерием величины экспорта. «Отраслевой кластер», по Портеру – «неформальное сообщество отраслевых и смешанных компаний, характеризующихся способностью взаимного усиления конкурентных преимуществ». [1] Кластерный подход также используется в разработках шведских теоретиков. Их кластерная теория в основном формируется на структуре национальной экономики, а точнее на изучении взаимосвязей крупных шведских многонациональных корпораций. Здесь кластеры базируются на тезисе Е. Дахмена «о блоках развития». [2] Основой развития конкурентного успеха по Дахмену является наличие связи между способностью одного сектора развиваться и способностью обеспечивать прогресс - в другом. Наиболее современные теории развития конкурентоспособности на основе кластеров разработаны В. Фельдманом. Преимущества данной теории заключаются в том, что они основаны на обширных эмпирических исследованиях диверсификационных форм в различных странах. [3] Суть теории заключается в следующем. Диверсификация часто следует матрице «затраты выпуск» или контактам между отраслями, связанными отношениями поставок к приобретения. Это согласуется с механизмами, которые ведут к образованию кластеров. Более того, наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе диверсификации. Теория кластеров или промышленных групп получила свое продолжение в работах другого американского ученого М. Энрайта, который создал теорию «регионального кластера» и дав ему следующие определения. Региональный кластер – это промышленный кластер, в котором фирмы - члены кластера находятся в географической близости друг к другу. [4] Региональный кластер - это географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства. Таким образом, следуя теории Энрайта, конкурентные преимущества создаются не на национальном уровне, как у Портера, а на региональном, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организации производства и получения образования. Именно региональные кластеры нуждаются в целенаправленной поддержке государственных структур и исследовательских организаций. В мире имеется опыт успешного функционирования кластеров в ряде стран как Германия, Финляндия, Израиль, Пакистан и др. Опыт этих стран показывает, что, кластеры наиболее эффективны для объединения и структуризации малых и средних предприятий. Многие исследователи видят единственный способ сохранения малых фирм в условиях глобализации и возрастающей международной конкуренции в объединении их в кластеры. Проведенный анализ мирового опыта реализации кластерной стратегии по различным источникам, может быть обобщен в виде информации (табл.1). Таблица 1 Мировой опыт реализации кластерной стратегии развития
Таким образом, национальная конкурентоспособность во многом зависит от уровня развития отдельных кластеров. Этот факт имеет большое значение для правительственной политики и стратегии компании. Конкурентоспособность распространяется и вверх по технологической цепочке. Предприятия кластера заставляют поднять качество поставляемых им полуфабрикатов и, тем самым, вынуждают своих поставщиков также повысить конкурентоспособность.
Список использованной литературы
|