Каталог статей

Гельманова З.С., Ромазанов Ж.К.

Карагандинский Государственный Индустриальный Университет

Опыт финансирования высшего профессионального образования

Формирование общества, основанного на знаниях, сопровождается переходом к массовой подготовке специалистов высшей квалификации. Для постиндустриального общества, как показывают исследования, необходимо, чтобы не менее 30% взрослого населения имело высшее образование. Однако растущий спрос на услуги высшего образования сталкивается в современном обществе с ограниченным предложением. Прежние объемы финансирования оказываются не в состоянии обеспечить масштабную подготовку специалистов на высоком уровне. Это поставило перед системой высшего образования в развитых странах мира проблему расширения объемов финансирования, которые обеспечивали бы увеличение подготовки кадров высшей квалификации при рациональном использовании ресурсов общества и снижении масштабов перераспределительных процессов.

Проблеме финансирования образования посвящен Всемирный доклад по образованию, подготовленный Институтом статистики ЮНЕСКО. Согласно содержанию Доклада за 2007 год, решающую роль в развитии образования играет государственное финансирование.

Проведенный ЮНЕСКО анализ данных за 2005г. свидетельствует о том, что основные расходы на образование сосредоточены в небольшом числе наиболее развитых стран. Например, на США, где проживает лишь 4% мирового населения в возрасте от 5 до 25 лет, приходится более четверти всех мировых расходов на образование. США затрачивают столько же средств, сколько затрачивается в шести вместе взятых регионах мира: арабских странах, Центральной и Восточной Европе, Центральной Азии, Латинской Америки и странах Карибского бассейна, Южной и Западной Азии и странах Африки южнее Сахары. Вместе с тем правительства стран Африки южнее Сахары затрачивают лишь 2,4% всемирных ресурсов на образование на 15% населения в возрасте от 5 до 25 лет. По оценкам бюджет на образование в одной такой стране, как Франция, Германия или Италия превышает расходы на образование всех африканских стран к югу от Сахары.

Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование во многих странах мира. Это подтверждается и данными по финансированию высшего образования за 2005 год, полученными Институтом статистики ЮНЕСКО (таблица 1), согласно которой можно отметить следующее:

  • во-первых, государственные расходы на образование в наиболее развитых странах мира составляют 3,6-7,4% ВВП или 12,56-920,11 млрд. долл. США (11-920 млрд. долл. США по паритету покупательной способности), при этом нормальным считается уровень в 6-7% ВВП. В Казахстане этот показатель равен 2,3% ВВП или 1,31 млрд. долл. США (2,74 млрд. долл. США по паритету покупательной способности), что почти в три раза меньше нормы и почти в пять раз меньше по абсолютному показателю от самого минимального значения (Финляндия) и почти в 336 раз меньше максимального показателя (США);
  • во-вторых, государственные расходы на образование в наиболее развитых странах мира составляют 9,6-15,3% от общего объема государственных расходов, в Казахстане этот показатель на приемлемом уровне 12,1%. Однако необходимо выделять из общего объема расходов на образование долю расходов на высшее профессиональное образование. В наиболее развитых странах мира удельный вес государственных расходов на высшее образование составляет 14-39% от общего объема расходов на образование, тогда как в Казахстане этот показатель равен 13% (в три раза меньше, чем в США);
  • в-третьих, в структуре общих государственных расходов на высшее образование в наиболее развитых странах мира на долю заработной платы приходится основная часть расходов (46,8-71,6% от общего объема), на долю капитальных расходов – от 0% до 15,2% от общего объема и на долю прочих текущих расходов – от 16,7% до 39,8% от общего объема. В Казахстане эти значения составляют - 54%, 17,6% и 28,4%, соответственно. В тоже время при одинаковой структуре расходов, абсолютные значения этих расходов в 10 раз меньше значений даже по сравнению со странами, имеющими меньшее число вузов, студентов и преподавателей (Швеция, Швейцария, Финляндия). А разница с США по абсолютным расходам на заработную плату и прочим текущим расходам составляет более чем в 1000 раз, по капитальным расходам - в 630 раз;

    Таблица 1 – Международные сравнения по финансированию высшего образования за 2005 год

  • в-четвертых, наблюдается огромное расхождение между показателями в Казахстане и в развитых странах по объемам государственных расходов на высшее профессиональное образование в расчете на одного студента. В РК этот показатель составил почти 473 долл. США по паритету покупательной способности, в развитых странах это значение варьирует в пределах 6,6-22,3 тыс. долл. США по паритету покупательной способности. Разница с минимальным показателем в 14 раз, с максимальным – в 47 раз, в сравнение со среднемировым значением – почти в 10 раз (4,4 тыс. долл. США по ППС на студента).

    Таким образом, финансирование расходов на высшее образование в РК существенно меньше как по общей доле в ВВП, так и по доле в государственных расходах на образование. А абсолютные показатели финансирования образования являются не сопоставимыми с таковыми же показателями в развитых странах. При этом по количественным показателям в высшем образовании (числе вузов, студентов и преподавателей), РК находится в числе самых развитых страна мира.

    Почти во всех ведущих странах мира система образования является приоритетным объектом финансирования. Такая ситуация отражена в Докладе о развитии человека за 2007/2008 годы. Информация о системе приоритетов в государственных расходах в ряде развитых стран мира приведена в таблице 2.

    Таблица 2 – Система приоритетов в государственных расходах

    Страны

    Государственные расходы на здравоохранение (% ВВП)

    Государственные расходы на образование (% ВВП)

    Военные расходы (% ВВП)

    2004

    1991

    2002–2005

    1990

    2005

    1

    США

    6,9

    5,1

    7,4

    5,3

    4,1

    2

    Япония

    6,3

    ..

    3,6

    0,9

    1,0

    3

    Германия

    8,2

    ..

    4,6

    2,8

    1,4

    4

    Франция

    8,2

    5,5

    5,9

    3,4

    2,5

    5

    Великобритания

    7,0

    4,8

    5,4

    3,9

    2,7

    6

    Италия

    6,5

    3,0

    4,7

    2,1

    1,9

    7

    Канада

    6,8

    6,5

    5,2

    2,0

    1,1

    8

    Нидерланды

    5,7

    5,6

    5,4

    2,5

    1,5

    9

    Казахстан

    2,3

    3,9

    2,3

    ..

    1,1

    10

    Швеция

    7,7

    7,1

    7,4

    2,6

    1,5

    11

    Швейцария

    6,7

    5,3

    6,0

    1,8

    1,0

    12

    Финляндия

    5,7

    6,5

    6,5

    1,6

    1,4

    Согласно данным таблицы 2 видно, что за период с 1991 по 2005 годы практически во всех развитых странах мира наблюдалось увеличение государственных расходов на образование – в США с 5,1% до 7,4% ВВП, во Франции с 5,5% до 5,9%, в Великобритании с 4,8% до 5,4% ВВП, в Италии с 3% до 4,7% ВВП, в Швеции с 7,1% до 7,4% ВВП и Швейцарии с 5,3% до 6% ВВП. Эти расходы во всех странах практически выровнялись с общими расходами на здравоохранение, а расходы на военные нужды существенно сократились, за исключением Японии.

    В Канаде, Нидерландах и Финляндии доля финансирования образования незначительно уменьшилась или сохранилась на прежнем уровне, но они соответствуют расходам на здравоохранение или даже превышают их. При этом расходы на образование более чем в четыре раза превышают военные бюджеты этих стран.

    В Казахстане наблюдается обратная ситуация – государственные расходы на образование сокращаются с 3,9% ВВП в 1991г. до 2,3% ВВП в 2005г., выравниваясь с расходами на здравоохранение, а военный бюджет существенно возрос.

    В странах с устойчиво сильной ролью государства в общественной жизни преобладает сеть государственных учебных заведений, а доля частных средств, привлекаемых для финансирования образования, относительно невелика. Это подтверждается информацией, приведенной во Всемирном докладе по образованию за 2007г. (таблица 3).

    Таблица 3 – Источники финансирования образования в развитых странах мира по данным за 2005г.

    Страны

    Расходы на вузы и общее управление образованием в % к ВВП

    Все источники

    Государственные источники

    Частные источники

    Международные источники

    1

    США

    3,2

    1,3

    1,9

    -

    2

    Япония

    1,3

    0,5

    0,8

    -

    3

    Германия

    1,1

    1,0

    0,1

    -

    4

    Франция

    1,4

    1,1

    0,2

    -

    5

    Великобритания

    0,8

    -

    6

    Италия

    1,0

    0,7

    0,3

    -

    7

    Канада

    -

    8

    Нидерланды

    1,3

    1,0

    0,3

    -

    9

    Казахстан

    0,7

    0,3

    0,5

    10

    Швеция

    1,8

    1,5

    0,2

    0,1

    11

    Швейцария

    1,4

    -

    12

    Финляндия

    1,8

    1,7

    0,1

    Таким образом, мировые тенденции показывают, что учреждения, находящиеся в собственности государства, могут извлекать пользу за счет частного сектора и платного набора студентов, а образовательные учреждения в частной собственности могут получать значительные средства от государства, в результате происходит сближение государственных и негосударственных образовательных учреждений.