Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гельманова З.С., Ромазанов Ж.К. Карагандинский Государственный Индустриальный Университет Опыт финансирования высшего профессионального образованияФормирование общества, основанного на знаниях, сопровождается переходом к массовой подготовке специалистов высшей квалификации. Для постиндустриального общества, как показывают исследования, необходимо, чтобы не менее 30% взрослого населения имело высшее образование. Однако растущий спрос на услуги высшего образования сталкивается в современном обществе с ограниченным предложением. Прежние объемы финансирования оказываются не в состоянии обеспечить масштабную подготовку специалистов на высоком уровне. Это поставило перед системой высшего образования в развитых странах мира проблему расширения объемов финансирования, которые обеспечивали бы увеличение подготовки кадров высшей квалификации при рациональном использовании ресурсов общества и снижении масштабов перераспределительных процессов. Проблеме финансирования образования посвящен Всемирный доклад по образованию, подготовленный Институтом статистики ЮНЕСКО. Согласно содержанию Доклада за 2007 год, решающую роль в развитии образования играет государственное финансирование. Проведенный ЮНЕСКО анализ данных за 2005г. свидетельствует о том, что основные расходы на образование сосредоточены в небольшом числе наиболее развитых стран. Например, на США, где проживает лишь 4% мирового населения в возрасте от 5 до 25 лет, приходится более четверти всех мировых расходов на образование. США затрачивают столько же средств, сколько затрачивается в шести вместе взятых регионах мира: арабских странах, Центральной и Восточной Европе, Центральной Азии, Латинской Америки и странах Карибского бассейна, Южной и Западной Азии и странах Африки южнее Сахары. Вместе с тем правительства стран Африки южнее Сахары затрачивают лишь 2,4% всемирных ресурсов на образование на 15% населения в возрасте от 5 до 25 лет. По оценкам бюджет на образование в одной такой стране, как Франция, Германия или Италия превышает расходы на образование всех африканских стран к югу от Сахары. Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование во многих странах мира. Это подтверждается и данными по финансированию высшего образования за 2005 год, полученными Институтом статистики ЮНЕСКО (таблица 1), согласно которой можно отметить следующее: Таблица 1 – Международные сравнения по финансированию высшего образования за 2005 год Таким образом, финансирование расходов на высшее образование в РК существенно меньше как по общей доле в ВВП, так и по доле в государственных расходах на образование. А абсолютные показатели финансирования образования являются не сопоставимыми с таковыми же показателями в развитых странах. При этом по количественным показателям в высшем образовании (числе вузов, студентов и преподавателей), РК находится в числе самых развитых страна мира. Почти во всех ведущих странах мира система образования является приоритетным объектом финансирования. Такая ситуация отражена в Докладе о развитии человека за 2007/2008 годы. Информация о системе приоритетов в государственных расходах в ряде развитых стран мира приведена в таблице 2. Таблица 2 – Система приоритетов в государственных расходах
Согласно данным таблицы 2 видно, что за период с 1991 по 2005 годы практически во всех развитых странах мира наблюдалось увеличение государственных расходов на образование – в США с 5,1% до 7,4% ВВП, во Франции с 5,5% до 5,9%, в Великобритании с 4,8% до 5,4% ВВП, в Италии с 3% до 4,7% ВВП, в Швеции с 7,1% до 7,4% ВВП и Швейцарии с 5,3% до 6% ВВП. Эти расходы во всех странах практически выровнялись с общими расходами на здравоохранение, а расходы на военные нужды существенно сократились, за исключением Японии. В Канаде, Нидерландах и Финляндии доля финансирования образования незначительно уменьшилась или сохранилась на прежнем уровне, но они соответствуют расходам на здравоохранение или даже превышают их. При этом расходы на образование более чем в четыре раза превышают военные бюджеты этих стран. В Казахстане наблюдается обратная ситуация – государственные расходы на образование сокращаются с 3,9% ВВП в 1991г. до 2,3% ВВП в 2005г., выравниваясь с расходами на здравоохранение, а военный бюджет существенно возрос. В странах с устойчиво сильной ролью государства в общественной жизни преобладает сеть государственных учебных заведений, а доля частных средств, привлекаемых для финансирования образования, относительно невелика. Это подтверждается информацией, приведенной во Всемирном докладе по образованию за 2007г. (таблица 3). Таблица 3 – Источники финансирования образования в развитых странах мира по данным за 2005г.
Таким образом, мировые тенденции показывают, что учреждения, находящиеся в собственности государства, могут извлекать пользу за счет частного сектора и платного набора студентов, а образовательные учреждения в частной собственности могут получать значительные средства от государства, в результате происходит сближение государственных и негосударственных образовательных учреждений. |