Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||
д.э.н.
Баталов Ю. В.
Оценка качества интеллектуального потенциала экономики знанийУспешность развития экономики знаний в значительной степени определяется качеством подготовки специалистов высшей школой. Выпускник вуза должен обладать способностью достаточно быстро не только произвести новые знания, но и трансформировать их в товар, способствовать их капитализации на любой стадии жизненного цикла создаваемой продукции. Это может быть научная идея, научные методы, методики, программный продукт, конструкция, технология, рецептура и даже утилизация снятой с эксплуатации продукции. Существенные задержки на начальных этапах капитализации новых знаний, вызванные использованием морально устаревших выпускников вузов с длительным сроком их адаптации в реальной производственно-экономической и социальной среде, могут значительно замедлить развитие экономики знаний. При этом оценка качества подготовки специалистов в процессе их обучения в вузах, как степень соответствия требованиям государственных общеобразовательных стандартов образования (ГОСО) явно недостаточно. ГОСО устанавливает лишь минимально допустимый уровень качества, за пределами которого происходит разрушение системы высшего образования, и удержание которого гарантируется государством перед обществом. Реальная оценка уровня качества подготовки специалиста, то есть его потребительная стоимость может быть оценена только потребителем этого качества – рынком труда (например, производством в лице работодателей). Вместе с тем такую оценку дать довольно сложно в силу того, что качество подготовленного специалиста нельзя определить количественно одним показателем, так как структура его качества сложна (знания, умения, навыки, компетенция). Кроме того, элементы этой структуры проявляются не в явном виде, а через трансформацию посредством реализации тех или иных видов производственно-трудовой деятельности. В данном материале приводятся результаты авторского исследования по оценке работодателями качества 650 выпускников Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева (ВКГТУ), работающих на производстве не менее 7 лет. Результаты проведенных исследований качественных характеристик приведены на рисунке 1. В соответствие с рисунком 1:
В качестве факторов, отражающих уровень вузовской подготовки специалистов, использовались средние значения оценок их успеваемости по циклам учебных дисциплин, указанных в приложении к диплому. Данные показатели сведены в таблицу 1. Оценки успеваемости студентов приняты в баллах: оценка «неудовлетворительно» – 2 балла; оценка «удовлетворительно» – 3 балла; оценка «хорошо» – 4 балла; оценка «отлично» – 5 баллов. Анализ показывает, что у выпускников вузов средний балл успеваемости по циклам дисциплин ровный и наивысшие оценки наблюдаются при защите дипломных проектов (4,66 балла). Значения стандартных отклонений свидетельствуют об однородности оценок. Таблица 1 - Факторы, отражающие уровень вузовской подготовки респондентов
Рисунок 1. Гистограммы качественных характеристик специалистов подготовленных вузом и оцененных работодателями. Проведены исследования связей между оценками уровня качества подготовки специалистов работодателями и оценками уровня подготовки этих же специалистов в период их обучения в вузе (отражением чего является средний балл успеваемости по циклам учебных дисциплин) методом корреляционно-регрессионного анализа. Анализ полученных результатов показал, что значения коэффициентов корреляции изменяются от 0,10 до 0,53. При этом наибольшие значения коэффициентов в рамках исследуемых функций, отражающих деятельность специалистов на производстве, характерны для циклов фундаментальных и специальных дисциплин; множественный коэффициент корреляции обобщенной модели наиболее значим для оценки профессиональной компетентности (0,61), компьютерной грамотности (0,54). Значения парных и множественных коэффициентов корреляции достаточно высокие, что подтверждает тесноту связей между оценками, полученными в вузе, и оценками экспертов-руководителей на предприятиях. Уравнения регрессионных моделей следующие: Y1 = 3,66 + 0,14Х1 + 0,11X2 + 0,26X3 + 0,51X4 +0,15X5 + 0,21X6 (1) Y2 = 2,21 + 0,39Х1 + 0,29X2 + 0,61X3 + 0,11X4 +0,59X5 + 0,35X6 (2) Y3 = 0,79 + 0,13Х1 + 0,09X2 + 0,12X3 + 0,07X4 +0,49X5 + 0,31X6 (3) Y4 = 3,11 + 0,46Х1 + 0,23X2 + 0,02X3 + 0,43X4 +0,53X5 + 0,21X6 (4) Y5 = 4,42 + 0,18Х1 + 0,59X2 + 0,16X3 + 0,01X4 +0,32X5 + 0,16X6 (5) Y6 = 4,78 + 0,36Х1 + 0,08X2 + 0,25X3 + 0,33X4 +0,11X5 + 0,17X6 (6) Y7 = 4,62 + 0,44Х1 + 0,18X2 + 0,14X3 + 0,56X4 +0,54X5 + 0,19X6 (7) Y8 = 0,55 + 0,11Х1 + 0,18X2 + 0,14X3 + 0,34X4 +0,18X5 + 0,17X6 (8) Полученные корреляционно-регрессионные модели влияния уровня усвоения выпускниками вуза циклов учебных дисциплин на формирование их качественных характеристик могут быть положены в основу принятия адекватных организационно-управленческих решений по повышению качества интеллектуального потенциала. |