Каталог статей |
Молчанова Е.Ю., Азрапкина К.Ф., Сорокина О.Н. Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского Моделирование негосударственного пенсионного обеспеченияНесмотря на различия в строении пенсионных систем разных стран мира, все они базируются на общих принципах надежности накопления и сохранения сбережений участников. Их главная задача – сохранение активов и их долговременная, на протяжении десятилетий, защита от инфляции. Получение же прибыли является второстепенной задачей. Существует несколько причин введения негосударственного пенсионного обеспечения: невозможность обеспечить достойную пенсию бюджетными солидарными пенсионными системами, дефицит длинных инвестиций в экономике, потребность во введении антикризисных элементов. Украинская модель негосударственного пенсионного обеспечения построена на гарантии безусловного приоритета интересов участников – будущих пенсионеров: система будет иметь будущее, только если вызовет доверие конечного потребителя. Особое значение это приобретает с учетом внедрения второго уровня пенсионной системы Украины. Безусловный приоритет интересов участников в государственной модели негосударственного пенсионного обеспечения происходит на технологическом уровне: технологии в данной сфере закреплены законодательно. Они императивно реализуют в первую очередь интересы участников. И в случае отхода от этих технологий, или их изменения достичь поставленных целей будет невозможно. Порядок проведения взносов, выплат, содержание пенсионных контрактов, отчетность, направления инвестирования определены законодательно. Это уникальная ситуация для финансовых учреждений страны, которая обеспечивает контролируемое ведение деятельности всех субъектов. Негосударственный пенсионный фонд по сути – сосредоточение активов, формирование, оценка и использование которого жестко регламентируется законодательством, осуществляется и контролируется целой системой субъектов, к которым относятся администратор, банк-хранитель, торговцы ценными бумагами, агенты, аудиторы, согласно их полномочиям, правам, обязанностям, риску и ответственности. Чистая стоимость этих активов полностью распределяется между участниками фонда – будущими пенсионерами – согласно суммам их взносов и времени работы этих средств в фонде. Особый социальный статус негосударственного пенсионного фонда определяется непредпринимательским характером деятельности, иными словами – неприбыльностью. В отличие от банков, страховых организаций и других финансовых учреждений, получение прибыли для своих основателей не является целью деятельности негосударственного пенсионного фонда. Негосударственные пенсионные фонды должны накапливать и сохранять накопления продолжительное время, поэтому законодательно установлена невозможность ликвидации негосударственного пенсионного фонда по процедуре банкротства. Вместо этого предусмотрена специальная процедура ликвидации негосударственного пенсионного фонда, во время которой все накопления участников переводятся в другие субъекты негосударственного пенсионного обеспечения под надзором государственных органов власти. Главная особенность украинской модели негосударственного пенсионного обеспечения состоит в том, что ее участник является безусловным владельцем пенсионных накоплений, имеет право самостоятельно устанавливать режим взносов, выплат, контролировать свои накопления, в любой момент переводить их в другой фонд, знать, какая доля в чистой стоимости активов фонда ему принадлежит. Единственный орган управления, представляющий негосударственный фонд и его основателей – совет негосударственного пенсионного фонда. Когда система негосударственного пенсионного обеспечения начинала действовать, роль этих советов была вторичной: они, как правило, формировались номинально. Однако сейчас, когда уже появились результаты деятельности фондов, стала очевидной необходимость эффективно оценивать работу обслуживающих компаний. Механизм позволяющий обеспечить надежность учета пенсионных накоплений, справедливость распределения инвестиционного дохода между участниками и контроль состояния своих накоплений, заложен одновременно и в третий, и во второй уровень пенсионной системы Украины. Это – система единиц пенсионных взносов. Она позволяет в условиях больших массивов счетов, ежедневных входящих и исходящих денежных потоков, постоянного изменения стоимости активов надежно вести учет и при этом минимизировать человеческий фактор – ошибки и умышленное искажение данных. Законодательством установлена периодичность оценки чистой стоимости единицы пенсионных взносов: ежемесячно – для системы негосударственного пенсионного обеспечения и ежедневно – для второго уровня. Однако практика показала, что и на третьем уровне эту стоимость необходимо оценивать каждый день, потому что только таким образом можно обеспечить справедливое распределение дохода между участниками независимо от того, в начале или в конце месяца сделан взнос. Сейчас законодательно заложены меры по обеспечению надежности и безопасности инвестиций негосударственного пенсионного фонда. Так, пенсионные взносы защищены требованием инвестировать их не позже, чем через две недели после поступления. Существует ряд требований к качеству активов, в основном это касается ценных бумаг. В последнее время в связи с внедрением второго уровня появилось много предложений, как развивать накопительное пенсионное обеспечение, как государственное, так и негосударственное. Одна группа предложений ориентирована на укрепление и дальнейшее развитие существующей модели негосударственного пенсионного обеспечения, социальной направленности и некоммерческого характера и построение на этой базе государственного накопительного пенсионного обеспечения. А вторая группа предложений нацелена на отказ от защиты интересов участников, изменение концептуальных технологий, замену системы некоммерческих финансовых учреждений коммерческими структурами, ориентированными в лучшем случае на максимизацию собственной прибыли, а в худшем – на максимизацию доходов менеджмента таких компаний и их партнёров, в том числе и при построении государственного накопительного пенсионного обеспечения. Именно между этими двумя альтернативными подходами и должны выбирать законодателей и органы власти, изучая предложение о развитии накопительного пенсионного обеспечения в Украине. Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что накопительное пенсионное обеспечение – это тщательно спланированная, взвешенная и сбалансированная система. Её работоспособность и эффективность обусловлены законодательным определением мельчайших технологических подробностей. Даже незначительное изменение того или иного процесса способно привести к разбалансировке системы, потере её целостности, а, следовательно – и самой сути. Поэтому любые изменения следует вносить, лишь тщательно проанализировав их способность быть эффективными в действующей концепции накопительного пенсионного обеспечения. Литература
|