Каталог статей

Сичная О.В.

Руководитель: Гордиенко Е.С.

Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского

Пути реформирования бюджетной политики Украины

Вступление. Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее – бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц.

Несмотря на проведение бюджетной реформы, много проблем функционирования бюджетной системы остаются нерешенными.

Цель: Целью написания данной статьи является изучение бюджетной политики Украины и определение направлений ее реформирования.

Данная тема является актуальной, т.к. необходимость внесения изменений в нормативно-правовые акты в бюджетной сфере обусловлена, прежде всего, необходимостью расширения финансовой основы местного самоуправления как важной составляющей механизма повышения благосостояния населения и экономического развития общества, усовершенствованием межбюджетных отношений с целью обеспечения справедливого и непредвзятого распределения бюджетных ресурсов, повышением эффективности использования бюджетных средств, созданием стимулов расширения и мобилизации, необходимых бюджету доходов.

Данная тема была исследована многими учеными, такими как: О.П. Кириленко, Л.М. Задувайло, И.О. Луниной, С.А. Буковинским и др.

Основная часть. Полномочия органов местного самоуправления определены Конституцией Украины, законами, другими нормативно-правовыми актами. В частности, это касается социально-экономического развития административно-территориальных образований, удержания и развития социально-культурных учреждений и т.п. Выполнение этих задач преимущественно зависит от наличия финансовых ресурсов. Но в современных условиях распределения общегосударственных налогов и неналоговых платежей между государственными и местными бюджетами более 70 % общей суммы расходов местных бюджетов не обеспечивается собственными и закрепленными доходными источниками.[1,c.24]

В течение последних 6-ти лет наблюдается понижение части доходов местных бюджетов, которые не учитываются при определении межбюджетных трансфертов. В Донецкой области, например, часть доходов местных бюджетов в общем объеме бюджетов в 2004 году составила 10,9%, а в 2008 – 6,5%, а по прогнозам на 2009-й – 4,5%. В тоже время увеличивается количество объектов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства дорог, которые требуют неотложного ремонта; для развития сельского хозяйства, реализации культурно-искусственных программ местного значения и программ поддержки средств массовой информации, а также содержание заведений внешкольного образования также нужны значительные средств.

С целью обеспечения финансовыми ресурсами местных органов власти для осуществления их полномочий необходимо расширить перечень собственных доходов местных бюджетов.[2, c. 245]

Сегодня по расчетным показателям Минфина часть собственных доходов в областном бюджете Донецкой области составляет 1,6%, районных бюджетов – 2,1%. Тогда как на выполнение поручения Кабинета Министров Украины по поводу формирования регионального не уменьшенного запаса зерна необходимо больше 100 млн. грн., т.е. 1,9% от объема этих бюджетов.[3,c.48-49]

Для упрощения и снижения стоимости административных процедур достаточно внедрить налог на недвижимое имущество на основе не оценочной стоимости, а площади недвижимости с учетом места расположения и цели их использования. Для привлечения субъектов хозяйствования к участию в социально-экономическом развитии регионов, а также повышении заинтересованности органов местного самоуправления в сотрудничестве с плательщиками стоит предусмотреть зачисление 15% налога на прибыль предприятий (кроме предприятий государственной и коммунальной собственности) в бюджет развития областных бюджетов и 5% – в бюджеты развития бюджетов городов областного значения и районных бюджетов.

Усилению влияния органов местного самоуправления на мобилизацию налога с доходов физических лиц как основного источника пополнения бюджета и реализации местных программ будет содействовать предоставлению им права по отдельной процедуре и соглашением с Министерством финансов устанавливать собственные налоговые ставки налога с доходов физических лиц для выполнения отдельных программ. Для подготовки к Чемпионату Европы по футболу 2012 года целесообразно было бы уже в следующем году предусмотреть зачисление не менее 50% от налога на прибыль в бюджеты городов – хозяев чемпионата – и позволить им установить одно-трехпроцентную надбавку к налогам на доходы юридических и физических лиц от проведения мероприятия.

В доходы местных бюджетов целесообразно зачислять 15% рентных платежей за газ и нефть, которые уплачиваются в государственный бюджет на территории областей.

Также нельзя не учитывать такой вопрос, как ценность природных ресурсов. Установленная правительством плата за пользование недрами местного значения не соответствует фактической стоимости полезных ископаемых.

Принципам, на которых основывается бюджетная система Украины, оптимально соответствует программно-целевой метод формирования и выполнения бюджетов.

Необходимо разработать и утвердить госстандарты по реализации государственных социальных гарантий, урегулировать вопрос собственности бюджетных учреждений и получателей бюджетных средств.

Следует заметить: в настоящее время распространилась практика предоставления местным бюджетам с госбюджета различных субвенций, а также реализации государственных программ за счет средств, которые принимаются во внимание при определении трансфертов выравнивания, что абсолютно не сопутствует оперативному и качественному выполнению органами местного самоуправления делегированных им государством полномочий и планомерном развитии территорий.

В условиях реализации положений Бюджетного кодекса межбюджетные отношения в Украине получили дальнейшее развитие. Межбюджетные трансферты – инструменты их организации, и их система играет важную роль в формировании эффективной модели соответствующих отношений. Но связи между бюджетами – еще не весь объем межбюджетных отношений, об усовершенствовании которых идет речь.

Выводы. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Литература:

  1. Буковинський С.А. До питання здійснення бюджетної політики України // Фінанси України. – 2007. - №11.
  2. Луніна І.О. Державні фінанси та реформування міжбюджетних відносин: Моногр./ НАН України; - К., 2006 – 368 с.
  3. Вишневський В.П., Чекіна В.Д. Оподаткування нерухомості: теорія та зарубіжний досвід // Фінанси України. – 2007. - №11. – С. 48-49.
  4. Опарин В.М., Малько В.И., Кондратюк С.Я. Бюджетная система: Учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплин. – К.: КНЕУ, 2000. – С. 17.