Каталог статей |
Кучковская М.В.
Концепция реформирования налоговой системы УкраиныВведение. Украина находится на стадии формирования налоговой системы, главное задание которой - создать условия для развития предпринимательства и на этой основе обеспечить полное удовлетворение государственных и социальных потребностей. 22 августа 1996 был подписан Президентом Украины Указ "О создании Государственной налоговой администрации Украины". Годы ее существования прошли в условиях заострения экономических и социальных проблем, работники налоговых органов небезосновательно считают эту дату началом нового этапа в развитии нового налогового дела на Украине. Уже можно подвести некоторые итоги работы ГНА Украины. За это время ещё острее встали все проблемы налогового поля Украины, ещё нагляднее стали для разрешения вопросы, связанные с выплатой налогов. Увеличился процент выявления нарушений налогового законодательства. Например, в 2008 году нарушения налогового законодательства были обнаружены у 52% проверенных предприятий, а за результатами 9 месяцев 2009 г. - уже у 56%. Актуальность темы обуславливается важностью и необходимостью реформирования налоговой системы, выработки принципов и методов работы налоговых органов, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики и обеспечили реализацию социально- экономической политики и условия для экономического роста Украины. Целью статьи является выявление проблем в налоговой системе Украины и разработке предложений по усовершенствованию системы налогообложения Украины. Основная часть. Проблемы налогообложения постоянно занимали и занимают взгляды экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Фома Аквинский (1226-1274) определил налоги, как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у поданных забирают, и той, которую оставляют им.[3] А один из основоположников теории налогообложения Адам Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает - признак не рабства, а свободы. В настоящее время налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики Украины. На данном этапе развития налоговой системы нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о реформировании налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования.[1] Реформирование налоговой системы будет проводиться до 2015 года, выходя из стратегических целей - построения социально-ориентированной конкурентоспособной рыночной экономики и интеграции в европейское содружество в соответствии с положениями Конституции Украины. В Украине создана налоговая система, которая по своему составу и структуре подобная налоговым системам развитых европейских стран. Основными задачами реформирования налоговой системы Украины является снижение налоговой нагрузки на экономику. Целью налоговой реформы является приведение налоговой системы в соответствие с приоритетами государственной политики социально-экономического развития, содействия постоянному экономическому росту путем либерализации налоговой системы, на основе совершенсвованной инвестиционно-инновационной политики. Обеспечение достаточного объема совокупных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней на основе проведения сбалансированной бюджетной политики, установления либерального отношения к плательщикам, которые добросовестно выполняют свои налоговые обязательства, и повышения ответственности за неуплату налогов.[2] Достижение главной цели государства - стойкого экономического роста и обеспечения уровня социальной справедливости - возможно лишь за счет создания надежной финансовой основы, стабильного, своевременного и полного поступления платежей в бюджет. Реализация этого задания связана с определением целей налоговой политики государства, изменениями методов проведения налоговой реформы, определением первоочередных заданий, которые наиболее эффективно будут влиять на инвестиционную, инновационную и социальную составляющие экономического развития, а также на совершенствование механизмов функционирования основных элементов системы налогообложения Украины. Вывод. При реформировании налоговой системы Украины необходимо обеспечивать соблюдать налоговое законодательство, что даст возможность субъектам ведения хозяйства уверенно планировать свою деятельность. Налоговая система является одним из главных элементов экономической системы государства в рыночной экономике. Она представляет собой главный инструмент воздействия государства на развитие народного хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система Украины была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Действующее законодательство не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство должно постоянно изменяться, приспосабливаться к текущей конъюнктуре не только национального, но и мирового рынка. Нестабильность налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода экономики к рыночным отношениям и стремления в европейское сообщество, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой и правовой системы на сегодняшний день - основная проблема для реформы налогообложения. Литература
|