Каталог статей

Лыгина О.И.

Интеграция стран в противовес налоговой конкуренции

Интеграция государств – это достаточно сложный и, как правило, многоступенчатый процесс. При этом он всегда динамичный, позволяющий суверенным странам не только поддерживать, но также развивать и укреплять свои взаимоотношения, причем в самых различных областях.

Процесс интеграции в мировую экономику происходит в некоторых странах быстрее, чем в других. В странах, сумевших достичь интеграции, наблюдаются более высокие темпы роста и сокращения бедности. Политика внешней ориентации принесла динамизм и процветание значительной части Восточной Азии, полностью преобразив этот регион, 40 лет назад находившийся в числе самых бедных в мире.

Мировая экономика вступила в период замедления экономического роста и более высокой неопределенности. Регион Европы и Центральной Азии, который наиболее сильно пострадал от кризиса, демонстрирует более медленные темпы роста, чем остальной мир. [1]

В условиях замедления роста мировой и западноевропейской экономик, а также высокой неопределенности относительно цен на нефть и волатильных потоков капитала, в казахстанской экономике ожидается рост реального ВВП с 3,1% в 2011 году до 6,9% в 2015 году [2], поддерживаемый расширением внутреннего спроса по мере постепенного улучшения на рынках труда и кредитования. Относительно небольшие страны с большей долей малых и средних предприятий, более благоприятным инвестиционным климатом, большим объемом прямых иностранных инвестиций и более развитым финансовым сектором, как правило, демонстрируют более уверенное восстановление экономики после кризиса. Реализуя антикризисную программу, Казахстан сумел не только правильно и адекватно отреагировать на вызовы кризиса, но и улучшить бизнес-среду.

Казахстану в долгосрочной перспективе формирование экономического союза необходимо и для ускоренного развития «не нефтяных секторов» экономики. Дело в том, что развитие конкурентоспособных производств в мировом масштабе очень затруднено на небольших рынках, к которым относится и Республика Казахстан. В случае же если казахстанские производители будут иметь беспрепятственный выход на рынки стран ЕЭП, можно будет запускать широкомасштабные проекты и использовать таким образом, эффект экономии от масштаба. Данный вариант выглядит еще более вероятным на фоне того, что уже в ближайшие несколько лет ожидается достаточно большое поступление средств от продажи нефти.

В рамках Таможенного Союза (далее ТС), который начал свою работу с января 2010 года, планируется создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Напомним, что в Таможенный союз входят Россия, Белоруссия и Казахстан. С 2009 года Комиссия ТС (Высший орган ТС) и правительства сторон проводят меры по формированию договорно-правовой базы ТС, Единого таможенного тарифа (ЕТТ), Таможенного кодекса (ТК) и статуса Суда ТС. В рамках ТС с 1 января 2010 года введен единый таможенный тариф, а с 1 июня 2010 года - ТК ТС, регулирующий торговлю с третьими странами. В январе 2012 года партнерам предстоит перейти на новый этап интеграции и сформировать Единое экономическое пространство (ЕЭП). Расширение Таможенного союза за счет присоединения к нему других членов ЕврАзЭС позволит укрепить позиции входящих в него стран в данном регионе. В ЕврАзЭС входят также Киргизия и Таджикистан. Странами-наблюдателями являются Армения, Молдавия и Украина.

Мультипликационный эффект внешнеэкономической деятельности следует в полной мере учитывать применительно к современному Казахстану и его постепенной интеграции в мировую экономику. Собственно говоря, сам термин «интеграция» уместен лишь тогда, когда речь идет не о развитии внешнеэкономических связей в отдельных, тем более обособленных секторах экономики и не в какой-то одной преобладающей форме (например, в виде экспортной ориентации отдельных производств или внешних финансовых заимствований), а о широких и глубоких связях всей национальной экономики с экономиками других стран и, следовательно, с мировой экономикой в целом.[3]

Таможенный союз объединяет государства с единым историческим началом и несколько различными путями экономического развития. В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема унификации фискальных систем трех стран.

Бюджетное устройство стран различно, хотя все государства издревле пополняли свою казну за счет доменов, регалий и т.д., т.е. за счет налоговых и неналоговых платежей. Приведенный ниже сравнительный анализ исполнения доходной части бюджетов наших стран с 2005 по 2009 г.г. показывает, что налоговые поступления в структуре дохода бюджета составляют:

  • по Казахстану – от 90,6% до 52,2% динамика на ежегодное уменьшение налоговых поступлений,
  • по Беларуси – от 70,1% до 66,8% динамика на ежегодное уменьшение налоговых поступлений,
  • по России – от 73 % до 70% ежегодная скачкообразная динамика налоговых поступлений, которая в итоге к 2009 году представляет уменьшение налоговых поступлений.

По доходной части бюджета Республики Казахстан с 2005 по 2009 годы налоговые и поступления от продажи основного капитала снижаются на 38,4 и 0,3 % соответственно, неналоговые и трансфертные поступления имеют тенденцию к повышению на 0,8 и 37,9 % соответственно.

Рисунок 1 – Сравнительный анализ структуры поступлений доходной части Республиканского бюджета РК, 2005-2009 г.г.

Примечание: источник – составлено автором по материалам Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета Республики Казахстан

По доходной части бюджета Республики Беларусь с 2006 по 2009 годы налоговые поступления снижаются на 4,3 %, неналоговые поступления и взносы на социальное страхование имеют тенденцию к повышению на 3 и 2,5 % соответственно.

Рисунок 2 – Сравнительный анализ структуры поступлений доходной части консолидированного бюджета РБ, 2006-2009 г.г.

Примечание: источник – составлено автором по материалам Статистических сборников «Финансы Республики Беларусь»

По доходной части бюджета Российской Федерации с 2005 по 2009 годы налоговые поступления и доходы от предпринимательской деятельности снижаются на 3 и 0,2 % соответственно, неналоговые и безвозмездные поступления имеют тенденцию к повышению на 2,4 и 0,9 % соответственно.

Рисунок 3 – Сравнительный анализ структуры поступлений доходной части консолидированного бюджета РФ, 2005-2009 г.г.

Примечание: источник – составлено автором по материалам Статистических сборников «Россия в цифрах»

Различия в принципах государственного управления обуславливаются различиями в системе налогообложения стран. В Российской Федерации система налогообложения трехуровневая: федеральный, региональный, местный уровни, в Беларуси – двухуровневая: республиканский, местный уровни, а в Казахстане одноуровневая система, т.к. налоги имеют общегосударственный характер и распределяются между республиканскими и местными бюджетами. Одним из общих направлений проводимых в наших странах работы по либерализации экономик и совершенствованию условий хозяйствования является упрощение налоговых систем и снижение налоговой нагрузки ряда экономических агентов. При этом также, можно условно выделить приоритеты в данном направлении: сокращение количества применяемых налогов, сборов (пошлин); повышение привлекательности упрощенных систем налогообложения; кодификацию налогового законодательства; упрощение процедур налогового контроля и налогового администрирования. Эти прерогативы в совершенствовании налоговых систем наших государств имеют единые цели: привлечение долгосрочных инвестиций, поступательное экономическое развитие, рост уровня жизни населения и благосостояние нации.

Налогообложение стран, как один из основных показателей развития бизнеса, отражает позиции в рейтинге Всемирного банка на 2011 год следующим образом: РК - 39 место, РФ – 105 место, РБ – 183[1] место. Тематическая категория «налогообложение» в докладе Всемирного банка включает следующие показатели: количество налоговых платежей, время на подготовку и подачу налоговых деклараций и уплату налогов, общая сумма налогов как доля от прибыли до выплаты всех ложащихся на компанию налогов. [4]

Налоговые системы стран ТС имеют некоторое сходство в распределении основных налоговых платежей по бюджетным уровням. В частности, корпоративный подоходный налог (налог на прибыль предприятий) является общегосударственным и имеет весомую долю в структуре налоговых поступлений доходной части бюджетов государств. Если в структуре налогов преобладают прямые налоги, объектом которых выступают доходы граждан, то это свидетельствует о том, что речь идет о высокоразвитой экономике.

В целом ряде стран важнейшим источником доходов бюджетов выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. Это относится, в частности, к Дании (59,9 % в общем объеме налоговых поступлений), Австралии (55,6 %), Финляндии (41,5 %), США (42,2 %). [5]

В Казахстане в 2005 г. прямое налогообложение доходов предприятий в общем объеме налоговых поступлений составило 41,8 % (в 2008 г.-32,7%).

Рисунок 4 – Сравнительный анализ динамики поступлений основных видов налогов в бюджет РК, 2005-2008 г.г.

Примечание: источник – составлено автором по материалам Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета Республики Казахстан

В Беларуси в 2006 г. прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий в общем объеме налоговых поступлений составило 20,9 % (в 2009 г.-21,6%).

Рисунок 5 – Сравнительный анализ динамики поступлений основных видов налогов в бюджет РБ, 2006-2009 г.г.

Примечание: источник – составлено автором по материалам Статистических сборников «Финансы Республики Беларусь»

В России в 2006 г. прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий в общем объеме налоговых поступлений составило 38,1 % (в 2009 г.-35,7%).

Рисунок 6 – Сравнительный анализ динамики поступлений основных видов налогов в бюджет РФ, 2005-2009 г.г.

Примечание: источник – составлено автором по материалам Статистических сборников «Россия в цифрах»

Основой налоговых поступлений в бюджеты стран ТС являются подоходные налоги и НДС, т.е. налоги с бизнеса. Руководство стран предпринимают действенные меры по снижению налоговой нагрузки на предпринимательскую деятельность, тем самым, стимулируя создание новых предприятий и рабочих мест. В частности, Казахстан продолжает улучшать и упрощать свою систему налогообложения для малого и среднего бизнеса. Сохранение ставок налогов на разумном уровне может оказаться важным для поощрения развития частного сектора и выхода бизнеса из «тени». В Казахстане был упрощен процесс получения разрешений на строительство благодаря внедрению системы «единого окна» при получении технических условий от компаний коммунальных услуг. Упростился процесс создания предприятий за счет снижения минимального размера уставного капитала до 100 тенге (0,70 доллара США) и отмены требования нотариального заверения учредительного договора и устава компании. Казахстан также ускорил процесс ведения торговли за счет мер по модернизации таможни, в том числе внедрения системы управления рисками и совершенствования автоматизации таможни. Кроме того, была усилена защита прав и интересов инвесторов за счет улучшения требований к раскрытию корпоративной информации в годовой отчетности компании.

В Беларуси были внесены поправки, регулирующие деятельность управляющих по делам о несостоятельности, и была усилена защита прав кредиторов при проведении процедуры банкротства. Улучшился доступ к кредиту за счет упрощения способа использования залога в качестве механизма обеспечения и введения процедуры внесудебного отчуждения залога в случае неисполнения обязательств. Снижение налога с оборота, отчислений на социальное обеспечение и базы налогов на собственность наряду с постоянными усилиями, поощряющими электронную подачу деклараций, облегчили компаниям процесс уплаты налогов и снизили затраты на уплату налогов. Внедрение электронного декларирования экспорта и импорта ускорило ведение торговли.

В Российской Федерации в 2009 году принят ряд законодательных мер по укреплению прав кредиторов и совершенствованию системы урегулирования случаев неплатежеспособности. В стране был упрощен процесс получения разрешений на строительство за счет создания службы, действующей по принципу «единого окна», которая осуществляет все процедуры, связанные с землепользованием.

Таким образом, через бюджетно-налоговую политику заложена хорошая основа для позитивных структурных изменений в экономической сфере наших стран.

Безусловно, нам необходимо более эффективное финансовое регулирование, устанавливающее более строгие нормативные требования в отношении достаточности капитала, ликвидности и надзорных функций. Финансовые инновации, при условии их надлежащего использования и контроля за их использованием, позволяют повышать эффективность и защищаться от рисков.

Литература:

  1. Умеренный экономический рост в условиях неопределенности. Доклад ВБ об экономике России № 23 Ноябрь, 2010
  2. Базовый прогноз макроэкономических показателей РК на 2011-2015 г.г.
  3. Финансовые проблемы глобализации экономики Казахстана. – Монография Шыныбекова Д.А.
  4. Отчет Всемирного банка «Налоговые платежи в 2011 году»
  5. Налоги и налогообложение, учебник для вузов под ред. д. э. н., проф. М. В. Романовского и проф. О. В. Врублевской.