Каталог статей |
Борщ Е.П. Основные тенденции развития рынка маркетинговых исследований в УкраинеВ настоящее время наблюдается существенный рост потребности украинских компаний в маркетинговых исследованиях. Уже на сегодняшний день проведение подобных исследований является важным и очень важным для работы почти 60% крупных украинских компаний. Целью данной статьи является определение основных тенденций, проблем и перспектив развития рынка маркетинговых исследований в Украине в условиях современной рыночной экономики. Об актуальности данного вопроса свидетельствует тот факт, что проблеме развития маркетинговых исследований посвящены многочисленные научные труды известных специалистов в этой сфере. Само понятие «маркетинговые исследования» каждый из них трактует по-своему, акцентируя внимание на разных его элементах. Несмотря на разницу во взглядах, общим остается то, что изучение рынка маркетинговых исследований является достаточно важным вопросом для всех субъектов рыночной экономики. Маркетинговое исследование – это сбор, обработка и анализ информации с целью уменьшения неопределенности при принятии управленческих решений. В условиях рыночной экономики маркетинговые исследования являются достоверным источником необходимой информации о факторах маркетинговой среды, в которой функционирует любое предприятие. Полученная в процессе исследования информация, дает возможность принимать адекватные и эффективные управленческие решения. Непосредственно сам рынок маркетинговых исследований можно охарактеризовать как рынок несовершенный, очевидными признаками монополистической конкуренции. Саму индустрию маркетинговых исследований можно отнести к категории переходной отрасли, которая переходит из стадии роста в стадию зрелости. К важным конкурентным преимуществом предприятий, которые работают в сфере исследования рынка, можно отнести: высокий профессиональный уровень знаний и навыков персонала, высокое качество предоставляемых услуг и проводимых маркетинговых мероприятий. Качество маркетинговых исследований может колебаться в зависимости от конкретных исполнителей и условий его проведения. Особенностью рынка маркетинговых исследований является то, что рядом с анализом собственно продукта необходимо рассматривать и технологии проведения исследования. На развитие маркетинговой индустрии большое влияние оказали процессы глобализации, централизации и изменения в технологических процессах. Начиная с 2003 года маркетинговые исследования стали проводиться на ранее «маркетингово-непопулярных» рынках [1, c. 35]. Первые исследовательские агентства на территории Украины появились в начале 90-х годов, основными клиентами которых были иностранные или совместные предприятия. Постепенно их количество возрастало и ныне в Украине их действует свыше 14. Самыми крупными на сегодняшний день являются следующие: AC Nielsen Ukraine, UMG Украинская маркетинговая группа, tNS Ukraine, In Mind, ГФК-Юкрейн. Исследования, проведенные компанией In Mind, позволили проанализировать специфику текущего состояния области маркетингових исследований в Украине. Оценка экспертами перспективи развития отрасли на период пять лет позволила выделить две основные тенденции: повышение стратегической роли исследований в работе компаний и повышение взаимопонимания и партнерства между компаниями и внешними исследователями [3, c.27]. На сегодняшний день уровень развития рынка маркетингових исследований оценивается преимущественным большинством опрошенных экспертов (82%) как средний. Основными препятствиями на пути его развития эксперты считают совокупность внешних и внутренних факторов: с одной стороны, отмеченная экспертами некомпетентность провайдеров маркетингових исследований, с другой, непонимание руководством компании необходимости маркетингових исследований (их определили 25 и 24% опрошенных экспертов, соответственно). На втором месте находятся финансовые причини — недостаток средств у заказчика, дороговизна иследований (14%) и барьеры, связанные со спецификой становления отрасли, такие как невысокий уровень спроса, низкая конкуренция (12%) [4, c.37]. Результаты исследования показали, что на сегодняшний день исследования, которые наиболее часто проводятся украинскими компаниями, относятся к сфере глобальних исследований, которые имеют значение для стратегии компании — анализ рыночных тенденций, поиск свободных ниш, сегментация и анализ целевых аудиторий. Кроме того, более половини компаний, которые проводили в прошлом году исследование, обращались к разного рода аудитам коммерческой активности — объемам продаж, ценообразованиию, мерчандайзингу, дистребьюции и др. Таким образом, к основным тенденциям развития рынка маркетинговых исследований в Украине можно отнести следующие:
Таким образом, необходимо сказать, что для эффективного формирования инструментария конкурентных преимуществ на современном этапе необходимо налаживать систему маркетинговых исследований. Только она может обеспечить предприятия и организации исчерпывающей информацией, т.к маркетинговые исследования, как беспрерывный процесс сбора, обработки и комплексного анализа информации о факторах маркетинговой среды имеет целью принятие эффективных стратегических и поточных решений по поводу формирования конкурентных преимуществ отдельных продуктов и предприятия в целом.
Литература:
|