Каталог статей |
Осокин П.И.
Интеллектуальный капитал как стратегический фактор стоимости коммерческого банкаУправление финансовыми активами, позволяющее достичь банкам экономии на эффекте масштаба, уже не является источником их конкурентных преимуществ. В лучшем случае, это обеспечивает среднюю окупаемость инвестиций. Сверхприбыль приносит разумное использование наряду с финансовыми активами нефинансового капитала, которое и обеспечивает доминирующее положение банка на рынке. Поэтому в конкурентной борьбе коммерческие банки все чаще обращаются к интеллектуальной составляющей своего бизнеса. Интеллектуальный капитал становится главным «потенциалом стоимости» банка в современной экономике. Многие исследователи, теоретики и практики в последние годы отмечают возрастающую тенденцию увеличения разницы между балансовой и рыночной стоимостью компаний. Если в 1980 г. превышение рыночной капитализации над балансовой стоимостью компаний составляло 25%, то в настоящее время это соотношение составляет 300%[1]. Алогичная тенденция наблюдается и в банковской сфере. По оценкам агентства Bloomberg рыночная стоимость американских и европейских банков в 2,5-3,5 раза превышает их балансовую стоимость. Среди основных причин – увеличение роли интеллектуального капитала в стоимости коммерческого банка. Теоретические исследования влияния интеллектуальных ресурсов на результаты деятельности компании имеют богатую историю. Научное осмысление категории «интеллектуальный капитал» и его роли в создании стоимости были связаны с анализом такого экономического ресурса как труд. Точнее говоря, с анализом особенностей и способностей субъекта данного фактора производства – человека – в создании дополнительной стоимости. При этом многими исследователями отмечалось, что в процессе создания богатства также участвуют численность и искусность работающих (В.Петти), физические силы рабочих, способности к труду, высокоразвитые способности (А.Смит), творческая сила (К.Маркс); мастерство, навыки, способности рабочего (Н.Сениор), обученный индивидуум (И.Фишер), персональный капитал (А.Маршалл). Дальнейшее развитие экономической мысли постепенно привело исследователей к пониманию особого значения и необходимости образования, обучения, получения знаний в создании предпосылок экономического развития общества. Трудовая теория стоимости заменяется теорией «стоимости, создаваемой знаниями» (knowledge-value). Как отмечает П.Друкер, «в новых экономических условиях знание является вообще единственным ресурсом, а не еще одним ресурсом того же порядка, что и традиционные факторы производства – труд, земля и капитал. Тот факт, что знание стало единственным ресурсом, делает новую формацию уникальной» [3]. Внимание к роли информационно-интеллектуальных факторов на микроуровне актуализировалось в конце 60-начале 70-х гг. XX века. Считается, что термин «интеллектуальный капитал» впервые был использован Дж.Гэлбрейтом в 1969 г. Т.Стюарт подразумевает под ним «сумму знаний всех работников компании, обеспечивающую ее конкурентоспособность» [4]. В.Л.Иноземцев отмечает, что «информация и знания, эти специфические по своей природе и формам участия в производственном процессе факторы, в рамках фирм принимают облик интеллектуального капитала» [5]. В данных трактовках происходит отождествление интеллектуального и человеческого капитала. К.Тейлор дает более широкое определение, отмечая, что «интеллектуальный капитал компании составляют знания ее сотрудников, накопленные ими при разработке продуктов, оказании услуг, а также ее организационная структура и интеллектуальная стоимость» [6]. Таким образом, он относит к интеллектуальному капиталу организационную структуру, т.е. искусственно созданную форму управления эксплуатацией знаний. Важную роль в развитии данной категории и разработке методов измерения интеллектуального капитала в компании сыграл Ю.Онж, являясь вице-президентом отдела организации обучения и повышения квалификации руководителей в Canadian Imperial Bank of Commerce. Он ввел понятие «клиентский капитал» и выделил его как важнейшую составляющую интеллектуального капитала компании, наряду с человеческим и структурным капиталом. Клиентскую составляющую учитывает Б.Б.Леонтьев, подразумевая под интеллектуальным капиталом того или иного субъекта «стоимость совокупности имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а также накопленные им базы знаний и полезные отношения с другими субъектами» [7]. Значительных успехов в развитии концепции интеллектуального капитала достиг Л.Эдвинссон, являясь директором по интеллектуальному капиталу шведской страховой компании Skandia, которая считается признанным на международном уровне экспертом по проблемам оценки интеллектуального капитала. В 1994 г. группа Scandia впервые опубликовала отчет о факторах, определяющих истинную стоимость компаний в виде дополнения к своему годовому отчету. Разработанная Л.Эдвинссоном модель «Scandia Navigator» оценивает интеллектуальный капитал компании с позиций «создания стоимости». Л.Эдвинссон утверждает, что капитал компании состоит из двух компонентов: финансового капитала и интеллектуального капитала. Основанная на этих идеях модель «ScandiaNavigator» акцентирует внимание на пяти аспектах деятельности компании: финансовом, потребительском, технологическом (процессном), аспекте обновления и развития, и человеческом аспекте. Финансовый капитал адекватно отражается в годовом отчете, который служит также его документальным подтверждением; интеллектуальный капитал, напротив, нередко образован «скрытыми ценностями» и поэтому его так трудно подсчитать (рис. 1) [8].
Рис. 1. Интеллектуальный капитал как составная часть рыночной стоимости компании (модель «Scandia Navigator») Основываясь на данной модели, можно выделить наиболее важные составляющие интеллектуального капитала коммерческого банка:
Согласно концепции интеллектуального капитала, если компания теряет один из его компонентов, то обесценивается весь ее интеллектуальный капитал и, следовательно, сама фирма. Таким образом, становится очевидным, что обращение стоимости одного компонента в ноль приводит к обращению в ноль стоимости всего интеллектуального капитала. Л.Эдвинссон отмечает, что стоимость компонентов интеллектуального капитала необходимо не складывать, а умножать. Большинство банковских руководителей, аналитиков и инвесторов уже осознали, что действующая финансовая отчетность неадекватна современным требованиям и не учитывает особенностей современной экономики, в которой главный акцент делается на знаниях и других нематериальных активах, формирующих стоимость бизнеса. Компания Price Waterhouse предложила новый подход к формированию отчетности банков, ориентированный на рост их стоимости (ValueReporting), включающий как финансовые, так и нефинансовые показатели, демонстрирующие возможности увеличения стоимости банка для инвесторов. Данный подход включает четыре типа отчетности банка:
Данный подход позволяет инвесторам и менеджерам банков получить более полное представление о факторах стоимости их бизнеса, и, прежде всего, роли интеллектуального капитала, играющего решающую роль в достижении конкурентных преимуществ на рынке. Литература:
|