Каталог статей

Сагитова Г.К.

Информационная модель управления системой высшего образования в Республике Казахстан

Аннотация: В статье анализируется, необходимость процесса совершенствования системы управления высшего образования на основе информационных технологий, разработки моделей информационных систем. Автор приходит к выводу о том, что инструментом, который позволит оптимизировать процессы обработки информации и принятия управленческих решений, являются информационные технологии. На сегодня сформировалась реальная потребность в информатизации системы высшего образования.

Ключевые слова: информатизация системы высшего образования, модель информационной системы вуза, конкурентоспособность вузов, стратегический менеджмент.

Управление крупным вузом сегодня может быть построено только на основе использования информационной системы. Для выбора информационной системы необходимо провести анализ возможных требований к такой системе и, прежде всего требований стратегического управления. Основные требования к информационной системе вытекают из проблем управления крупным вузом в условиях рыночной экономики. Руководство вузом выбирает миссию, стратегию, систему показателей и т.д. и информационная система должна отвечать условиям выбора.

В настоящее время на рынке представлен широкий спектр информационных систем, что обусловлено растущим уровнем образовательного бизнеса. Образовательный бизнес за рубежом превратился в коммерчески выгодную отрасль, и объемы инвестиций достигают миллиардов долларов. Это объясняется тем, что рост экономики невозможен без притока квалифицированных кадров. Одновременно западные вузы являются крупными научными центрами, которые обеспечивают высокую квалификацию выпускников.

Учет конкуренции на международном рынке образовательных услуг обусловлен тем, что Казахстан участвует в Болонском процессе и подписал Лиссобонскую конвенцию. Конкурентоспособность на казахстанском рынке образования является основной целью руководителей вуза. Эта цель управления вузом достигается за счет:

  1. Завоевания лидирующих позиций в области разработки и внедрения новых образовательных и управленческих технологий.
  2. Улучшения качества обучения и освоения новых видов для удовлетворения текущих и будущих запросов и ожиданий потребителей.
  3. Сохранения и расширения рынков сбыта, за счет наращивания филиалов и наращивание финансирования (за счет активной работы с государственными структурами и спонсорами).
  4. Повышения эффективности разработки контента.
  5. Увеличение затрат по сохранению и поддержанию здоровья студентов.
  6. Вовлечения всех сотрудников в процесс управления качеством обучения.
  7. Стимулирования всех сотрудников на достижение целей, поставленных руководством.
  8. Обеспечения социальной защищенности сотрудников и студентов.

Вуз как предприятие образовательных услуг

«В среднем, техническом, профессиональном и высшем образовании будет внедряться система электронного обучения (e-learning)» записано в Стратегическом плане развития РК до 2020 года (Указ Президента РК от 1 февраля 2010 года № 922).

Производство в вузе состоит в создании контента обучения и обучении студентов. При создании контента первая часть — творчество преподавателя и очный диалог со студентами не возможно регламентировать, а вторая часть, заканчивающаяся созданием электронного УМКД, адекватна производству предприятия.

Прежде всего, управление вузом определяется стратегическим менеджментом. Стратегический менеджмент предполагает: анализ существующего положения вуза; задание цели и направлений развития и план достижения этой цели.

Данные для анализа обеспечивает информационная система. Эти данные, получаемые из информационной системы, служат достоверной реальной основой оценки ситуации. Основы управления вузом, с точки зрения теории управления, представляют систему с обратной связью, в которой происходит корректировка управления по результатам работы бизнес-процессов. Процесс управления имеет иерархическую структуру и включает несколько подуровней по направлениям деятельности (создание контента обучения, обучение, снабжение, финансы и др.), которые в свою очередь включают соответствующие подпроцессы, ориентированные на подцели. В качестве примеров подцелей управления можно привести снижение издержек создания контента обучения, повышение прибыли и др.

Начальная цель процесса управления для руководства — получение актуальных результатов. Актуальные результаты, по нашему мнению, можно получить только с использованием информационной системы. Затем проводится оценка результатов, и, наконец, принимаются решения. Управление сложной многопараметрической системой строится на выделение желаемых значений отдельных параметров, которые должны быть сбалансированы между собой. Для реализации стратегии необходимо установление конкретных целей для всех видов деятельности. Установление целей выполняется руководством вуза. Установление стратегических целей для вузов имеет свою специфику, отличную от установления целей для предприятий. Организационная структура вуза должна соответствовать плану реализации стратегии. В принципе эволюционная реконструкция организационной структуры вуза предполагает постепенную децентрализацию управления и предоставление относительной оперативной и финансовой самостоятельности отдельным подразделениям. Прагматические методы совершенствования системы высшего образования дают возможность сохранять равновесие при выборе направления развития.

Показатели эффективности управления вузом

Важное значение приобретает комплексная оценка эффективности деятельности вуза. Такая оценка может быть связана с выбором показателей деятельности вуза и отслеживание изменений этих показателей. Методика управления требует выбора групповых показателей управления или измерителей достижений, по значению которых можно судить об эффекте управляющего воздействия. Оценка правильности стратегии проводится путем ее постоянного моделирования средствами информационной системы. Кроме того, информационная система должна быть ориентирована на финансовый календарь вуза и должна обладать функцией отслеживания деятельности вуза по различным финансовым периодам (неделя, месяц, квартал, год). Групповые показатели выделяют принципиальные направления управления:

  1. Финансы (Общие принципы управления финансами можно увидеть на примере информационной системы ?1С: Предприятие 8.0.?. ?1С: Предприятие 8.0.? — популярная система, в определенной степени отражающая многие стороны деятельности вуза).
  2. Клиенты — студенты (Показатель — изменение числа студентов по отдельным программам, прежде всего по программе второго высшего, где прогнозируется рост).
  3. Персонал — Преподаватели, сотрудники.
  4. Бизнес процессы:
  5. прием абитуриентов в студенты;
  6. обучение по различным программам (первое высшее очное, вечернее, заочное, дистанционное, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и т.д.).
  7. научная работа.
  8. строительство и ремонт помещений (внутреннее строительство, капитальное строительство);
  9. эксплуатация зданий;
  10. культурно-массовая работа;
  11. здоровье и лечение;
  12. быт, питание.

Например, подсистема Приемная комиссия вуза используется при наборе студентов из абитуриентов (процесс Приема), которых обслуживают преподаватели и сотрудники. Для всех студентов (личностей) вводятся анкеты, которые находятся в информационной подсистеме Управления персоналом. В эти анкеты заносится вся информация об атрибутах личности. Подсистема Приемная комиссия передает информацию в подсистему Управление персоналом, которое готовит приказы о зачислении, для бухгалтерии по зарплате и стипендиям, информация из подсистемы Управление персоналом передается в подсистему Бухгалтерия.

Показатели работы вуза непосредственно отражаются в его финансовой подсистеме. Если возникает проблема взаимосвязи качественного уровня профессорско-преподавательского состава и финансовых показателей, можно предположить, что чем выше затраты на зарплату преподавателей, тем выше качество обучения. Чем больше затраты на стипендии студентов, тем лучше учатся студенты.

Большое количество бизнес процессов вуза предполагает их структурирование. Для структурирования необходимо построить модели, которые отображают различные стороны деятельности вуза и затем представить способы интеграции этих моделей. Модель вуза, называемая моделью массового обучения, типична в казахстанских условиях. Модель массового обучения в вузе финансово-экономического профиля построена как иерархия понятий (сущностей), типичных для крупного экономического вуза. Конечно, каждый крупный вуз имеет свои специфические особенности, предлагаемая модель ориентирована на бизнес-процессы Казахского экономического университета имени Т.Рыскулова.

Информационная технологическая среда современного учебного заведения — сложный комплекс, состоящий из нескольких уровней (рисунок 1).

Рисунок 1. Информационная технологическая среда КазЭУ им. Т.Рыскулова.

Верхний уровень — пользовательские инструменты электронного обучения (e-Learning):

  • системы on-line обучения;
  • системы коллективной работы;
  • системы автоматизации библиотек.

Средний уровень — управление образовательным процессом:

  • управление контентом;
  • управление учебным процессом;
  • системы хранения данных.

Нижний уровень — системы административного управления организацией:

  • управление персоналом;
  • управление закупками и финансами;
  • управление маркетингом;
  • управление делопроизводством;
  • управление технологическими компонентами (доступ в Интернет, телефонная связь);
  • правовое обеспечение.

Основание (фундамент системы) — гибкая системная инфраструктура:

  • локальная сеть;
  • инфраструктура безопасности;
  • серверы и системы хранения;
  • коммуникации с внешним миром.

Общие требования к информационной системе управления вузом

Общие целевые требования к информационной системе управления вузом, вытекают из общих требований МОН РК:

  1. Адаптируемость — возможность настройки на изменяющиеся нужды пользователей конкретных подразделений.
  2. Интегрированностъ — система должна предоставлять возможность хранения и обработки информации по всем бизнес-процессам вуза в едином информационном пространстве.

    Иметь единую систему прав доступа к документам, отчетам и функциям системы; однократный ввод данных; отсутствие передачи массивов данных между системами; возможность построения моделей бизнес-процессов ?на стыке? функциональных модулей; единый набор функциональности для всех подсистем, платформо-независимость и гетерогенность; наличие развитых технологических средств интеграции с другими прикладными системами и базами данных.

  3. Масштабируемость — возможность увеличения объема обрабатываемой информации и количества одновременно работающих пользователей.
  4. Распределенность — обеспечение связи территориально удаленных клиентских мест с центральным сервером посредством среды Интернет и низкоскоростных каналов передачи данных.
  5. Переносимость — способность работать на различных аппаратных платформах, операционных системах, серверах баз данных.
  6. Расширяемость — возможность наращивания функциональных возможностей системы в соответствии с потребностями пользователей не выходя за рамки принятой изначально концепции развития и технологической базы.

Во многих системах, предлагаемых на рынке, удовлетворяются вышеперечисленные требования. Предлагаемые информационные системы ориентированы на различные предприятия, в том числе и на предприятия по продаже услуг, в частности, образовательных. При внедрении таких систем обязательна модернизация и настройка системы для конкретного предприятия, в частности, вуза. Специфика основного бизнес-процесса вуза — обучение, которая требует разработки специализированных модулей. Целью развития информационной системы является комплексная автоматизация экономической деятельности вуза.

Литература:

  1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы // Казахстанская правда.
  2. Меняев М.Ф Информационные технологии управления: Книга 3: Системы управления организацией.- М.: Омега-Л. 2003. - 464 с
  3. Мамыров Н.К. Проблемы развития экономики и образования в Казахстане. - Алматы: Экономика. 1998. - 354 с.
  4. www.unesco.org/education/educprog/am/conventions/speur.php