Каталог статей

Кретинин В.А., Шеркунов С.А.

Управление человеческим капиталом на региональном уровне: опыт передовых стран мира

Результативность инновационной деятельности, коммерческий успех предприятий научно-инновационной сферы, находятся в прямой зависимости от наличия и активизации использования человеческого капитала. Поэтому передовые страны мира предъявляют всё более высокие требования к уровню профессионализма и компетентности специалистов, подготовке кадров для сферы НИОКР и высоких технологий.

Определённый интерес представляет опыт Франции по созданию межотраслевых полюсов конкурентоспособности в рамках проводимой региональной инновационной политики [1].

В ФРГ, обладающей значительным инновационным потенциалом, несколько снизились объёмы капиталовложений в новые технологии, что вызывает обеспокоенность ряда немецких учёных и специалистов в области инновационной деятельности, а также, представителей широкой общественности. В целях сохранения завоёванных позиций на рынке высоких технологий, экономисты выходят с предложением к федеральному правительству о незамедлительном принятии мер, направленных на стимулирование НИОКР. Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере науки, техники и высоких технологий, по убеждению экспертов, должно стать рациональное использование человеческого капитала, увеличение финансирования и совершенствование системы профессионального обучения и повышения квалификации кадров [2,3].

Правительство Испании в качестве основного стимула прибегает к субсидиям для инвестиций, осуществляемых отечественными и зарубежными фирмами в определённых регионах и секторах экономики, призванных способствовать справедливому распределению доходов по стране. Субсидии могут использоваться для покрытия расходов на подготовку кадров [4, с. 68].

Программа стратегического развития страны должна иметь значимый ориентир и отражать перспективу развития всех сфер хозяйственной деятельности. Такой ориентир имеет стратегическая программа Японии, опубликованная в 1991 году в виде прогноза технологического развития страны до 2010 года «Оценка влияния технологий будущего на промышленность и экономику Японии». Особенностью Японии является то, что государство достаточно активно участвует в управлении экономикой. Экономика этой страны «пронизана сетью стратегических правительственных планов». По мнению И.А. Иванова планово-рыночная политика правительства Японии, направленная на «постоянную инновационную деятельность», обеспечивает высокий жизненный уровень населения, рекордную продолжительность жизни и достойна изучения в нашей стране [5, с. 68]. Опыт Японии по управлению национальным человеческим капиталом по праву считается наиболее показательным.

Даже в США – стране с незыблемостью её либеральных и демократических ценностей, на самом высоком уровне приходит убеждённость в том, что в условиях нынешнего финансового и экономического кризиса возрастает роль государства в регулировании научно-технической и инновационной деятельности. В большинстве проанализированных источников говорится о необходимости поиска новых, более эффективных методов государственного регулирования в сфере науки, техники и высоких технологий [6,7,8].

Реализация инновационной стратегии США на общегосударственном и региональном уровнях осуществляется благодаря институциональной поддержке Национальной ассоциации губернаторов штатов (NGA) и Совета по повышению конкурентоспособности США в мировой экономике, членами которого являются руководители крупных предприятий, университетов и лидеры профсоюзов. В функции Совета входит выработка рекомендаций губернаторам штатов по сохранению и повышению уровня инновационной активности, применению методов стратегического планирования в управлении экономическим развитием регионов, поддержанию благоприятного климата для развития предпринимательства, обсуждение вопросов реформирования системы образования и т.д.

На региональном уровне положительно зарекомендовал себя опыт разработки и реализации кластерных стратегий экономического развития. Практика целого ряда штатов показала, что особое значение для формирования инновационной экономики приобретает создание на базе колледжей cluster hubs (узлов кластеров), призванных стать первичными центрами развития интеллектуального потенциала и творческих способностей подрастающего поколения, подготовки специалистов для работы на предприятиях, в организациях и учреждениях научно-инновационной сферы. Интересен опыт формирования кластерных учебных консорциумов, в рамках которых достигается согласованность в учебных планах между колледжами и региональными университетами, реализуются программы содействия карьерному росту дарований, получения лучшими выпускниками колледжей профессионального образования более высокого уровня.

Бесспорно, что оплотом инновационной экономики являются талантливые, эффективные работники, способные принимать в отдельных случаях нестандартные решения, генерировать и реализовывать перспективные идеи. Их иногда называют «творческим классом» [9, с. 61]. Считаем возможным, ставить вопрос о формировании «интеллектуального творческого класса» – движущей силы инновационной экономики.

Привлечение в научно-инновационную сферу дарований – одна из важнейших стратегических задач.

Для развития особых способностей и талантов необходимы соответствующие условия. Определяющее влияние на этот процесс оказывает система образования, её ресурсное обеспечение. В ряде регионов США, в том числе, штатах Аризона и Орегон, где власти уже в 1992 году располагали формализованными кластерными стратегиями экономического развития, траты на обучение и подготовку кадров являются одной из самых существенных расходных статей регионального бюджета.

В деятельность по развитию человеческого капитала работников научно-инновационной сферы активно включаются региональные власти. Интересный опыт имеется в штате Калифорния, где при поддержке региональных властей на базе местных колледжей была успешно реализована программа подготовки техников-биотехнологов. Приток молодых специалистов, «свежих сил» в отрасль, способствовал развитию положительных динамических процессов в региональном кластере.

Изучая опыт США по функционированию и развитию региональных кластеров, приходим к заключению, что ключевым фактором роста и динамических изменений в научно-инновационной сфере является человеческий капитал. В стратегических планах развития региональных кластеров, как правило, задействован «пул опытных и квалифицированных работников», предусмотрено развитие эффективной, ориентированной на производство, системы подготовки, переподготовки, стажировки и повышения квалификации кадров, формирование и реализация программ совершенствования профессионального уровня сотрудников [9, с. 64].

В зависимости от степени зрелости кластера и перспектив его развития, предприятия, организации и учреждения, совместно с региональными властями изменяют ориентиры, формируют новые направления кадровой политики. Предприятия, организации и учреждения кластера, находящегося на стадии своего формирования, ставят перед собой задачу создания сильного, работоспособного кадрового корпуса, испытывают острую необходимость в эффективных людях, значительном количестве квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Исходя из этого, они формируют свою кадровую политику, которая всегда находится у них на первом плане. Зрелые кластерные системы сталкиваются с проблемой возмещения потери наиболее опытных специалистов, вследствие их выхода на заслуженный отдых. Следовательно, они вынуждены сделать акцент на совершенствование системы преемственности на производстве. Кластеры, диверсифицирующие свою деятельность, сталкиваются с проблемой поиска новых сотрудников, специалистов узкого профиля, запуская программы рекрутинга кадров, расширяя спектр специальностей в учебных центрах, колледжах и университетах. Переподготовка кадров становится основным направлением кадровой политики предприятий, организаций и учреждений научно-инновационной сферы региона, находящихся на стадии их реорганизации. В условиях быстрого устаревания оборудования, смены технологий, постоянных перемен, во избежание потери конкурентоспособности работников, принципиальное значение приобретает деятельность по формированию системы непрерывного образования. Это важнейший элемент обеспечения развития человеческого капитала в научно-инновационной сфере региона. Непрерывное образование – одно из основных условий, отражающих специфику деятельности по развитию человеческого капитала в научно-инновационной сфере региона. Принцип непрерывного образования реализуется в региональной кластерной политике США.

Под эгидой Национального фонда науки в США действуют образовательные Центры передовых технологий, которые активно вовлекаются в инвестиционные проекты, в частности, направленные на поддержку региональных кластеров. В целях привлечения образовательных учреждений к решению вопросов развития кадрового потенциала в региональных кластерах, действует федеральная программа «Инновация рабочей силы в региональном экономическом развитии».

В штатах Алабама, Коннектикут, Северная Каролина, Южная Каролина, Вашингтон, Висконсин и некоторых других в соответствии со стратегиями развития регионов разрабатываются механизмы, формируются специальные программы, направленные на адаптацию системы образования к условиям инновационного развития, новым реалиям. Это способствует обеспечению качественной и своевременной подготовки необходимых специалистов и рабочих кадров для предприятий, организаций и учреждений научно-инновационной сферы.

В целях реализации политики, направленной на развитие человеческого капитала региона, губернаторы штатов, используя имеющиеся ресурсы и опираясь на свой личный авторитет, оказывают содействие хозяйствующим субъектам в организации внутрифирменного обучения персонала, в обеспечении качественной подготовки работников небольших организаций через создание кластерных узлов в местных колледжах, в расширении учебных консорциумов, обеспечивающих корпоративные тренинги для групп компаний, в поиске и рекрутировании необходимых специалистов, молодых дарований из других регионов и стран.

Изучение опыта США, Великобритании, Австралии и других стран по развитию сетей кластеров и интеграционного взаимодействия между организациями, свидетельствует о том, что очень часто фирмы устанавливают взаимосвязи с целью совершенствования системы профессионального обучения, переобучения, стажировки и повышения квалификации работников.

К числу основных задач по формированию инновационной экономики России следует отнести совершенствование деятельности по управлению человеческим капиталом предприятий, организаций и учреждений. Значительные ресурсы государства должны быть направлены на повышение качества подготовки специалистов для работы в сфере реализации приоритетных направлений развития науки, техники и технологий.

Литература:

  1. Les Plates-Formes d'Initiative Locale: Un outil au service du developement local durable // http: // www. fir. asso. fr / outil. asp.
  2. Bolko von Otinger. Strategic Management. WHU (Wissenschaftliche Hochschule fur Unternehmensfuhrung, Koblenz, Germany), Spring 2006.
  3. Ralf Moldenhauer. Krisenbewaltigung in der New Economy. – Wiesbaden: Gabler, 2004.
  4. Раевский С.В., Третьяков А.Г. Инвестиционная активность в регионе: монография / С.В. Раевский, А.Г. Третьяков. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 158 с.
  5. Иванов И.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / И.А. Иванов. – Ростов н/Д.: ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2001. – 288 с.
  6. Watkins Alfred J. Science, technology and innovation: capacity building for sustainable growth and poverty reduction / edited by Alfred Watkins, Michael Ehst. – Washington: World Bank, cop. 2008.
  7. Science & Engineering Indicators. – 2006. NSB. Wash. D. C. – P. 4-11.
  8. Spotlight Bio Valley, Nature- international weekly journal of science // http: // www. nature. com / nature jobs / spotlight / bio valley.
  9. Стратегическая инициатива «Инновационная Америка» // Человек и труд. – 2009. – № 2. – С. 59-64.