Каталог статей

Толмачова О. В., Кравцова Е.Н.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган - Барановского

Структура бухгалтерского учета в Польше

В Польше система бухгалтерского учета развивалось независимо от государства, исходя из интересов и требований бизнеса. Формирование национальной системы учета происходило под влиянием таких факторов, как экономическая ситуация в стране, национальная особенности и традиции бизнеса, юридическая среда, налоговое законодательство, связь с другими странами и системами бухгалтерского учета и отчетности.

Основным источником, регулирующим бухгалтерский учет в Польше, остается Коммерческий кодекс 1934 г., несмотря на то, что некоторые его положения были отменены или претерпели изменения.

Вторым правовым источником является Закон о бухгалтерском учете 1994 г., который предусматривает последовательную реформу отчетности и аудита. Действие данного Закона распространяется практически на все экономические субъекты [1].

Основными налогами являются налог на доходы организаций и физических лиц и налог на добавленную стоимость.

Профессия аудитора регулируется законом с 1991 г., когда была утверждена Национальная палата аудиторов - экспертов. Она подчиняется Министерству финансов, а под ее контролем находятся:

  • Национальный конгресс;
  • Национальный совет. Он осуществляет регистрацию лицензированных аудиторов. Для регистрации необходимо иметь высшее образование; непрерывный стаж профессиональной практики в течение последних двух лет; документ о прохождении двухгодичного обучения под руководством аудитора - эксперта и пройти тестирование;
  • Национальный комитет по аудиту;
  • Национальный дисциплинарный суд [4].

Единый план счетов. Закон о бухгалтерском учете предоставляет каждой организации право иметь собственный план счетов. Однако организации могут применять и типовые планы счетов, которые разрабатываются Комиссией по ценным бумагам для компаний, включенных в биржевой список, и Министерством финансов для прочих организаций [2].

Финансовая отчетность предприятия состоит из баланса, отчета о прибылях и убытках и дополнительной информации. Кроме того, государственные и частные предприятия, за исключением малых, обязаны составлять отчет о движении денежных средств. Совет директоров любого предприятия должен готовить ежегодный отчет о хозяйственной деятельности предприятия. Форма баланса и четыре альтернативные формы отчета о прибылях и убытках рассмотрены в приложениях к Закону о бухгалтерском учете.

Баланс. Форма баланса утверждена Законом о бухгалтерском учете. Она в значительной степени приближена к форме, установленной Четвертой Директивой Европейского Сообщества, но отличается тем, что в балансе не выделены связи с филиалами и подразделениями, кредиторская и дебиторская задолженность, возникшая и погашенная в отчетном году; а задолженность, составляющая более одного года, расценивается как долгосрочная.

Отчет о прибылях и убытках. В настоящее время существует четыре альтернативных формата счета прибылей и убытков. Они включают: выручку от реализации; себестоимость реализованной продукции; валовую прибыль; реализационные и управленческие издержки; прибыль от реализации; прочие операционные доходы и расходы; прибыль (убыток) от производственной деятельности; прочие доходы и расходы от финансовой деятельности; валовую прибыль (убыток) от экономической деятельности; непредвиденные прибыли и убытки; валовую прибыль (убыток); обязательные платежи из валовой прибыли; чистую прибыль (убыток).

Кроме традиционных бухгалтерских отчетных форм правление предприятий всех форм собственности обязано представлять административный отчет о результатах деятельности предприятия за финансовый год. Он состоит из четырех разделов: основные события, включая фактические капитальные вложения, имеющие существенное влияние на результаты деятельности предприятия в отчетном финансовом году либо ожидаемые в следующем; намеченная реконструкция и модернизация предприятия; основные достижения в научных разработках и техническом развитии; текущее и прогнозируемое финансовое состояние предприятия [3].

Годовая бухгалтерская отчетность и решения о ее утверждении, вынесенные на общем собрании акционеров, порядок распределения чистой прибыли и списания убытка, годовой отчет администрации предприятия, а также аудиторское заключение (если предприятие подлежит обязательному аудиту) подвергаются судебной или коммерческой регистрации. Данное правило распространяется на предприятия всех форм собственности.

Перспективы развития. Еще в конце 70-х годов Ассоциация бухгалтеров Польши предприняла попытку установить прочные отношения с бухгалтерскими институтами Западной Европы.

Был принят Закон о бухгалтерском учете. Его положения коренным образом изменили польскую учетную традицию, которая была весьма близка к нашей, отечественной.

Однако пока рано говорить об успехах реформы бухгалтерского учета. Основной упор в реформе делается на изменение методов подготовки кадров. С помощью программ по обмену между польскими и западными (американскими, британскими, германскими и французскими) университетами был достигнут определенный прогресс в области бухгалтерского учета.

Литература:

  1. Закон Польши «О бухгалтерском учете» от 1994 г;
  2. Ковалев В.В. Стандартизация бухгалтерского учета: международный аспкт. – Бухгалтерский учет, 8, 2004;
  3. Орлов М. П., Крейнина Е.В. О концепции бухгалтерского учета. – Бухгалтерский учет,3, 2005;
  4. Соловьев О.В. Бухгалтерский учет в Польше. – Бухгалтерский учет,2007.