Каталог статей

Наконечная О.И., студентка группы ЭП-08-Д
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Стратегические финансы корпораций: становление ценностно-ориентированных методов управления

Финансы долгое время считались частью экономической теории. Лишь в начале прошлого столетия, в период бурного индустриального развития финансы из предмета теории постепенно стали превращаться в самостоятельную область прикладных исследований. Особенно интенсивно развивалось направление финансовой науки, связанное с принятием финансовых решений на уровне фирм, впоследствии получившее название финансы предприятий и корпораций.

Великая депрессия 30-х годов ХХ века заставила ученых обратить внимание на проблемы банкротства и ликвидности, на вопросы стандартизации финансовой отчетности. Впервые появляется финансовый анализ, основанный на коэффициентах. В начале 50-х годов финансисты американских корпораций первыми стали использовать методологии бюджетирования и контроля денежных потоков. К этому времени относится появление нового направления деятельности и исследований — финансового менеджмента, возникшего на стыке финансов и менеджмента. Время 1960–1970-х гг. можно охарактеризовать как период развития управленческого учета, методов и приемов управления текущей финансово-хозяйственной деятельностью. Происходят кардинальные изменения во внутрифирменном планировании. В системе стратегического планирования фирма рассматривается как открытая система, во главу которой при принятии управленческих решений ставится анализ внутренних и внешних факторов действующих на компанию. Разработка многовариантных планов, применение моделей для анализа портфеля инвестиций, использование экспертных оценок, концепция эффективного рынка — все эти направления деятельности финансового менеджера превратились со временем в источник серьезных изменений в теории и практике современного менеджмента. В 80-е гг. большинство зарубежных корпораций начали переход от долгосрочного стратегического планирования к стратегическому управлению, что было обусловлено появлением новых задач для менеджмента, возрастающей неопределенностью внешней среды компании. Решения, принимаемые в текущий момент времени, начинают рассматриваться как начало будущего состояния, т.е. с точки зрения возможного влияния на реализацию стратегических целей. Период на рубеже веков для современного финансового менеджмента ознаменовался серьезными трансформациями. Прежде всего, это связано с революционными изменениями в технологиях управления на основе интегрирования бизнес-процессов, созданием в компаниях центров оказания услуг, систем планирования ресурсов предприятия, совмещенных с системами управления цепями поставок и управления взаимоотношениями с клиентами и т.д. [2, 90-91]. Управление финансами стало составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. Было отмечено, что стратегическое управление играет колоссальную роль – обеспечивает финансовую устойчивость и финансовую независимость, которые проявляются в макроэкономической сбалансированности, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Основной парадигмой финансового менеджмента на данном этапе развития является обеспечение долгосрочной устойчивой доходности капитала, превышающей его стоимость, и максимизация на основе этого ценности бизнеса для акционеров (инвесторов) [5,61]. Ценностью бизнеса в компаниях управляет финансовый директор. В наборе стандартных функций финансиста появляются консультирование, оказание аналитических услуг, управление системами делового интеллекта, управление на основе ценности, разработка стратегии компании. Изменение характера работы финансиста, управленческих технологий, внедрение элементов стратегического управления в текущую деятельность позволяет сделать вывод о том, что современный финансовый менеджмент — это, прежде всего, стратегический финансовый менеджмент, ориентированный на создание долгосрочных и устойчивых денежных потоков, лежащих в основе ценности предприятия. В качестве объекта управления выступают не столько денежные потоки, сколько информация о денежных потоках [1, 34].

В практике украинских предприятий в последние годы элементы стратегического финансового менеджмента занимают все более заметное место. Предприятия, которые работают в конкурентной среде, все больше ощущают давление со стороны глобальных, транснациональных, зарубежных компаний на своих традиционных рынках. Внешнее рыночное окружение подталкивает компании к поиску таких моделей управления, которые дают конкурентные преимущества. Внедрение систем сбалансированных показателей, менеджмента основанного на ценности, кодекса корпоративного поведения, клиента ориентированного менеджмента и т.д. характерно для современных компаний. При этом они раскрывают отчетность и качество менеджмента в соответствии с международными стандартами. Как правило, это фирмы, которые встроены в цепочки управления поставок и имеют долгосрочные связи с зарубежными партнерами. Это — лидеры бизнеса или стремящиеся таковыми стать. Можно констатировать, что в сегодняшней Украине менеджмент, основанный на ценности и ориентированный на стратегию, не превратился в «религию бизнеса» [3, 114].

Черты стратегического финансового управления на основе ценностно-ориентированных методов:

  • Изменение роли финансового директора в компании обусловлено трансформациями управленческих моделей в ответ на вызовы рынка.
  • Реорганизация финансовой работы на предприятии связана с вовлечением финансистов в решение «нефинансовых» задач по реализации стратегии предприятия.
  • Реализация стратегий ведущих компаний мира связана с ростом ценности бизнеса для инвесторов.
  • Достижение стратегических целей, выраженных в росте ценности, возможно не только в результате изменений внутренних бизнес-процессов, но и во взаимоотношениях с инвестиционным сообществом.
  • Выращивание институтов инвестиционного сообщества будет способствовать повышению эффективности рынка и эффективности финансового менеджмента, если представить последний как арбитражный процесс.
  • В условиях несовершенного рынка финансовые и инвестиционные решения стратегического характера должны дополняться встроенной системой контроля над социальными, этическими, политическими и экологическими рисками [4, 28].

Финансовая стратегия включает в себя методы и практику формирования финансовых ресурсов, их планирование и обеспечение финансовой стойкости предприятия. Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятий, объективно оценивая характер внешних и внутренних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке. Финансовая стратегия предусматривает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения, что приводит к максимизации прибыли и росту рыночной стоимости предприятия.

Литература

  1. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2004.
  2. Каплан Р., Нортон Д. Организация ориентирования на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2004.
  3. Кеменова З.А. Лекции по курсу «Общая теория финансов». - М.: АБиК, 2000.
  4. Мэй М. Трансформирование функции финансов / Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2005.
  5. Эшуорт Г., Джеймс П. Менеджмент, основанный на ценности. Как обеспечить ценность для акционеров / Пер. с англ. - М.: ИНФРА, 2006.